Случаи причинения вреда жизни и здоровью людей в результате несчастных случаев, к сожалению, нередки на борту судов. Поддержание на судне такого порядка, при котором соблюдается личная безопасность членов экипажа, пассажиров, лиц берегового персонала и просто посетителей, является обязанностью судовладельца. Если же кому-либо из вышеназванных лиц будет нанесен личный вред из-за несоблюдения на судне такого режима, то судовладелец может быть привлечен к ответственности.
Действия капитана и экипажа по соблюдению правил техники безопасности являются наивысшей гарантией защиты интересов судовладельца. Если же несчастный случай все же произошел, то капитану рекомендуется придерживаться следующей процедуры:
1) оказать медицинскую помощь пострадавшему и принять меры к освидетельствованию его местным или судовым врачом и, по возможности, получить официальное медицинское заключение;
2) вызвать на борт агента, корреспондента клуба взаимного страхования и, по согласованию с ними, адвоката. Сообщить о случившемся в пароходство и действовать в дальнейшем по указанию судовладельца;
3) произвести расследование несчастного случая. К расследованию целесообразно привлечь агента и представителя Минморфлота, если случай произошел с иностранным лицом или во время нахождения судна за границей;
4) составить акт о происшедшем, изложив в нем обстоятельства несчастного случая, за подписями представителей судна, а также иностранного представителя или агента. С актом, по возможности, целесообразно ознакомить самого потерпевшего и предложить ему подписать его. В случае отказа потерпевшего от подписи, в акте делается отметка об этом;
5) зафиксировать фамилии посторонних свидетелей, их адреса и место работы; а по возможности, получить от них показания;
6) получить объяснения лиц, имеющих отношение к происшествию, а также свидетельские показания очевидцев происшествия из членов экипажа судна;
7) принять меры к обеспечению проведения сюрвейерного осмотра судовых средств и устройств, если они явились причиной несчастного случая;
8) сфотографировать место происшествия, составить необходимые зарисовки и схемы.
В судовом журнале и акте происшествия необходимо отразить: имела ли место неосторожность самого пострадавшего, других лиц, находившихся на судне и на берегу; получил ли пострадавший инструктаж от администрации судна об использовании судовых средств и правилах техники безопасности в период пребывания на судне; детали происшествия и другие обстоятельства, имеющие отношение к несчастному случаю (условия погоды, освещения места происшествия и пр.). Следует иметь в виду, что требования по выплате возмещения в связи с несчастным случаем, происшедшим нес членом экипажа (пассажиром, лицом берегового персонала, посетителем) могут быть предъявлены к судовладельцу спустя значительное время. Поэтому капитану рекомендуется с особой тщательностью подойти к оформлению происшествия.