Эксперты морской отрасли собрались в Одессе, чтобы найти пути решения проблем, которые сейчас происходят в образовании, трудоустройстве и условиях работы украинских моряков. Председатель Всеукраинского профсоюза трудовых мигрантов “Святая София”, капитан дальнего плавания Юрий Бычковский заявил, что если не предпринять в этой ситуации активные меры, то конкуренты нас могут “убить стандартами качества”
Во время заседания участники привели пример Китай, который вначале, совершив массовую экспансию рабочей силы, занял определенную нишу на международном рынке труда. Теперь они резко повышает стандарты обучения. В стране открыто более 200 морских академий. Учебные дисциплины там преподают только приглашенные специалисты из Великобритании, Испании, Франции, Германии и других стран. Выпускники китайских академий к моменту выхода из учебного заведения располагают суммой современных знаний, багажом производственной практики и знанием трех иностранных языков.
Эксперты отрасли сравнили китайскую практику с тем, что происходит сейчас в морском образовании Украины. Практики нет, языков не знают, качество знаний — ниже среднего. Немудрено, что украинских выпускников практически не берут под “флаг”. Сами учебные заведения план набора абитуриентов снижать и не думают. С трудом иностранные судовладельцы соглашаются сегодня на трудоустройство рядового состава из нашей страны. Берут только тех, кто уже работал в конкретной судовладельческой компании. Скоро такая судьба ждет наших морских офицеров, ведь хорошо подготовленный рядовой состав из Китая очень быстро поднимется по карьерной лестнице.
По словам начальника отдела политики занятости и демографии главного управления труда и социальной политики Одесской областной государственной администрации Натальи Ильиной, ежегодно посреднические предприятия Одесской области трудоустраивают под “флаг” около 60 тысяч граждан. “Неприятно об этом говорить, но это ближайший резерв безработицы нашего региона. А если учесть, что за каждым моряком стоит его семья, то цифра обездоленных окажется гораздо больше, чем 60 тысяч”
Единогласно заседатели отрасли решили, что спасение есть – надо строить свой торговый флот и резко поднимать стандарты качества морского образования. Они сделали вывод, что если заняться этим сейчас, то есть шанс вскочить в последний вагон уходящего вдаль мирового рынка морской рабочей силы.