Период с 1895 по 1910 год во Франции можно назвать золотым веком парусников, ведь по некоторым данным в этой стране было построено 230 парусных кораблей для национальных судоходных компаний, что повлекло за собой развитие торговли и возникновение новых судовладельцев.
В 1910 году очередная вновь образованная компания «Société Anonyme des Navires Mixtes» в городе Prentout-Leblond, чтобы как то превзойти другие фирмы заказала парусное судно, появление которого вызвало не просто восторг в морском судоходстве, а гордость за свою страну. Этим уникальным парусным кораблем стал пятимачтовый барк «France II», длина корпуса которого составляла 146 метров.
В истории парусного флота известно достаточно пятимачтовых парусников, причем каждый из них можно назвать самым большим кораблем в истории парусного судостроения, однако исключением является французский барк «France II» заложенный на верфи «Chantiers et Ateliers de la Gironde» в городе Бордо. По валовой вместимости парусник превышал даже барк «Preussen».
Сразу после спуска на воду 9 ноября 1911 года парусное судно было передано своему владельцу, а портом приписки стал славный Руан. Пройдя ходовые испытания барк «France II» приступил к выполнению предписанных ему функций – осуществление морских перевозок между Европой и Новой Каледонией, Австралией и крупными портами Южной Америки. Его грузом стали уголь и шерсть.
Выполнив три рейса, в октябре 1916 года барк «France II» ошвартовался в порту Clydebank. Вскоре парусное судно было продано компании «Compagnie Française de Marine et de Commerce», владельцы которой, позаботившись о сохранении грузов, в первую очередь смонтировали на борту парусного судна два 90 мм орудия одно в носу, другое в корме. Как ни странно, но дальновидность хозяев не подвела. Во время одного из рейсов барк «France II» стала преследовать немецкая подводная лодка, но благодаря прекрасному капитану, паруснику удалось не только уйти от преследования, но спокойно доставить груз в Монтевидео.
После возвращения огромного барка во Францию в марте 1919 года, его два вспомогательных дизеля были демонтированы, а судно было отбуксировано в английский порт Шилдс для погрузки угля и доставки его в Балтимор. Успешно выполнив три трансатлантических рейса, парусное судно продолжило морские перевозки в Новую Зеландию, доставив крупную партию грузов – тысячи бочек с жиром и тюков с шерстью в Англию. Прибыв в Лондон через 90 суток, трюмы барка были вновь заполнены сотнями мешками с цементом и шинами для грузовиков. Вскоре парусник отправился в Новую Каледонию, куда прибыл 19 мая 1921 года через 105 дней после погрузки.
Через несколько месяцев стоянки барк «France II» получил заказ на доставку руды в порт Pouembout, однако во время этого рейса 12 июля 1922 года парусник налетел на коралловый риф, проходя в 43 милях от Нумеа – столицы Новой Каледонии. К счастью для владельцев парусное судно не затонуло. Команда покинула барк, а оставшийся корпус парусного корабля вскоре был продан за 2000 франков. Последними кто видел большое парусное судно стали пилоты американских бомбардировщиков, которые в 1944 году провели учебный сброс бомб на объект, ставший кораблем-мишенью.
Пятимачтовый барк «France II» не выделялся особым изяществом, присущим многим парусникам, но благодаря техническим новинкам и удачно подобранному парусному вооружению барк вписал себя в историю парусного мореплавания не только из-за размеров корпуса.
Хотелось бы отметить, что особенностью данного барка стало то, что на его борт кроме грузов поднимались любители морских круизов. В распоряжении морских путешественников было семь роскошных пассажирских кают с прекрасной отделкой, красивая гостиная с фортепиано, библиотека, фотолаборатория и радушие команды судна. Этот факт относит барк «France II» к одним из самых элегантных транспортных судов.
Невероятно, но французские судостроители создали парусное судно, которое при скорости ветра 5 метров в секунду развивало ход под парусами до 17 узлов. Кроме того барк имел два гребных винта вращающихся со скоростью 240 оборотов в минуту. Это позволяло ему идти с грузом со скоростью до 10 узлов, а с учетом использования парусов расход топлива составлял всего 220 грамм на одну единицу мощности.
В танках барка размещалось топлива достаточного для преодоления морского пути расстоянием 11000 миль, а это означало осуществление двух трансатлантических переходов из Европы в Нью-Йорк без пополнения запасов топлива.
Благодаря такой комбинации движителей владельцы парусника доставляли груз из Европы в Новую Каледонию всего за 80 суток, чтобы было быстрее любого другого транспортного корабля.
В честь славного барка «France II» группа энтузиастов из Франции в октябре 1996 года основала ассоциацию получившую название «France Renaissance», что в переводе означает «Возрождение «France». Основная цель организации заключается в сборе средств на создание реплики легендарного пятимачтового барка в натуральную величину, который будет строиться в Бордо.
Технические данные барка «France II»:
Водоизмещение – 10710 тонн;
Корпус – сталь;
Длина – 146,2 м;
Ширина – 16,9 м;
Площадь парусов – 6350 кв. м;
Количество парусов – 38;
Количество мачт – 5;
Высота мачт – 64 м;
Вместимость нефтепродуктов – 6255 баррелей;
Силовая установка – два дизеля «Schneider» мощностью по 950 л.с.;
Скорость хода под парусами – 17,5 узлов;
Команда – 50 человек;