Современный моряк и контракт — понятия неразделимые. На основании контракта моряк и работает на судне. Без него никак нельзя. В былые времена, моряк был обеспечен и работой и пенсией. Государство заботилось о моряке. В современных условиях развитого капитализма моряк ищет работу себе сам. И не последнюю роль в этом поиске играют фирмы по найму или крюинговые агентства (crewing agency).
Крюинг — это своеобразный посредник между судовладельцем и моряком. Компания, получившая лицензию у государства на данный вид деятельности, занимается подбором морских кадров и предоставляющая интересы судовладельца или группы судовладельцев. Поиск специалистов, оформление визы и паспортов, содействие в прохождении медкомиссии, страховка, покупка билетов на самолет и трансфер до аэропорта и обратно, поддержка моряков во время работы на судне и т.п. Всем этим занимается крюинг.
И по идее — бесплатно. Это если компания порядочная. То есть моряк интересует их как специалист в первую очередь, а не как средство, помогающее директору агентства купить себе новый мерседес к новому году. За каждого трудоустроенного специалиста агентство получает деньги от судовладельца. А некоторые особо находчивые крюинги требуют деньги и с моряков за трудоустройство. Помимо судовладельческих. Например, за сдачу английского теста, сканирование документов или за иные «услуги». Или, как сейчас, пользуясь удачным моментом и громким заявлением «Мировой кризис! Таких как вы — мильён. Хотите уйти в рейс — месячный оклад на стол». Примерно так. Это как раз к слову о мерседесе…
У крюинга может быть не один судовладелец, на суда которого компания набирает экипажи. Одна компания может представлять интересы как турецких, так и немецких и голландских судовладельцев вместе взятых. Все зависит от доверия судовладельца к конкретной фирме-посреднику. Чем выше доверие — тем большим количеством судов может оперировать крюинг, соответственно на большее количество судов набирать экипажи. Так и у моряка доверия больше к серьезному крюингу. И в первую очередь моряк постарается получить работу у проверенного и надежного работодателя, чем в какой-нибудь шараге, где отправят мантулить на ржавые шаланды и забудут как звали.
Процедура найма в крюинг следующая: соискатель приходит и узнает о вакантных местах, к примеру, матроса. Если работа есть на данный момент или в перспективе или компания заинтересована в данном специалисте, то далее человек предлагается заполнить анкету, далее проверят все морские корочки, собеседование на английском языке и тест по специальности. В случае удачи и если агентство устраивают результаты тестов, а также есть вакантная должность, человеку предлагают конкретное судно и дату посадки. Если человек согласен — идет сдавать медкомиссию и подписывает контракт. И ждет вызова на судно. Процедура от одного дня и больше. Дальше прощание с домашними — аэропорт — самолет — аэропорт — встреча агента и welcome onboard на срок оговоренный в контракте.
Сроки в контрактах — ух очень разные. Все зависит от типа судна и должности.
К примеру: продолжительность контракта старпома на контейнеровозе — четыре месяца, а на буксире — два. Контракт матроса на балкере — шесть месяцев, а на танкере — четыре. Но все сугубо индивидуально. Опять же, если компания заинтересована в специалисте, то договориться о сроках контракта, устраивающие обе стороны — не проблема.
Некоторые компании-судовладельцы открывают непосредственно свои представительства, и не пользуются услугами агентств по найму моряков. Но, в целом, принцип работы тот же. Постановка на учет и оформление всех необходимых документов для работы.
Существует еще такое понятие как перманентный контракт (permanent contract), т.е. постоянный. Это когда судовладелец заключает контракт с моряком на продолжительный срок. Плюс такого контракта — моряк обеспечен работой минимум на год. Стабильность, знаете ли, немаловажная штука. И финансовая сторона более привлекательная — зарплата идет равными частями в течении года, неважно на судне моряк или дома занимается дуракавалянием. Минус — за год может ситуация измениться и оклад в начале года становиться не актуальным к концу или работа подвернулась более перспективная. И никуда не денешься — обязательства по контракту надо выполнять.
Помимо вышесказанного у современного моряка есть еще одна прекрасная возможность трудоустройства — это работа напрямую с судовладельцем, минуя всякие крюинги и представительства. Благодаря Сети можно отыскать просто горы веб-сайтов судоходных компаний по всему миру. Цена вопроса — предварительно составить вразумительное резюме или СV (cirriculum vitae) и отправить его прямиком на электронный адрес судоходной компании. Естественно, соискатель должен быть с опытом работы и неплохим уровнем английского, а также быть уверенным спецом в своей области. И ответ не заставит себя долго ждать. Сейчас многие моряки работают по такому принципу, ну или пытаются начать работать. Плюсы — независимость от прихотей крюинга, зарплата выше и ее можно оговаривать непосредственно с судовладельцем как и сроки контракта. Минусы — небольшая волокита с оформлением выездных документов. Но все решаемо. Всегда найдется крюинг, который за небольшую финансовую благодарность нарисует судовую роль и гарантийного письмо для выезда.
Спасибо за статью. Я учусь в ОНМА(Одесса) на первом курсе. Нам рассказывали, что крюингом занимается наша академия, т.е. у ОНМА есть связь с судовладельческими компаниями и она выступает посредником. И все получается легче, не нужно сдавать ни какие тесты, медкомиссия проходится раз в несколько лет, в общем все за тебя устраивают, тебе остается только знать хорошо свою специальность, сдавать экзамены на 4-5 и тебя возьмут обязательно. Получается, что легче всего поступить после школы, не теряя время и деньги.