Как говорят, все болезни – от нервов. Нервные клетки не восстанавливаются. А у моряков так вообще нервные клетки гибнут килограммами. Воздержания, стрессы, курение. Еще и едим не понятно что. А кое-кто и попивает втихаря. Все это не добавляет моряку здоровья. Несмотря на всю суровость и закалку, моряки тоже подвержены всяким недугам. Самая распространенная болезнь среди плавсостава, как ни грустно это звучит – простатит. Профессиональная болячка. Неприятная штуковина с тяжелыми последствиями, если конечно, вовремя не вмешаться. А при качке не только нервы страдают, но и желудочно кишечный тракт соответственно. Согласно исследованиям Донецкого медицинского института самые распространенные болезни среди командного состава – это болезни органов дыхания (ОРВИ, грипп, бронхит, пневмония). Из заболеваний желудочно-кишечного тракта – язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (в основном после 30 лет) и гастрит (у большинства молодых).
Болезни органов кровообращения: ишемическая болезнь сердца встречается чаще у судомехаников, а у судоводителей – варикозное расширение вен (обусловлено длительным пребыванием на ногах), гипертония – одинаково часто встречаются и у механиков, и у судоводителей. Болезни нервной системы. У молодых мореманов – отит, неврит, в старших возрастных группах – радикулит (причем, чаще у судоводителей).
Психические расстройства – неврастения, высокая частота у радиоспециалистов, астенический невроз, у штурманов и радиооператоров возникает в два раза чаще чем у механиков. Шизофрения зарегистрирована только у штурманов. Травмы чаще получали судомеханики (ушибы, ссадины, раны). У судоводителей травмы чаще представлены повреждениями связочного аппарата и переломами костей.
А вот болгарские ученые изучали проблему ожирения. По их данным у моряков имеется высокая степень риска развития ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний. Причины – нерациональное питание, нарушение обмена веществ, гиподинамия, нервно-психическое перенапряжение, перемена климатографических условий.
Что правда, то правда. При смене часовых поясов организм у моряка чувствует себя довольно не комфортно. Вот, пример: рейс из Бразилии на Мадагаскар. 5445 морских миль на контейнервозе. Судовые часы переводятся шесть раз за 13 дней. То есть каждые двое суток часы «дергают» вперед на 1 час. Думаю, последствия очевидны – сбивается биоритм организма человека, что в конечном итоге и сказывается на здоровье.
Сколько же моряки живут при таких серьезных недугах и каждодневных стрессах? Во времена Союза тоже проводили медицинские исследования среди плавсостава и пришли к выводу что самые долгожители на флоте – это боцмана. Теперешний профессиональный моряк дослужившийся до капитана редко дотягивает до 65 лет. Причины смотрите выше. Хотя если быть спокойным как удав, иметь железобетонные нервы, не пить, не курить, заниматься спортом, всю сгружаемую работу сгружать на подчиненных, то можно дотянуть до глубокой старости. Правда таких орлов лично я не встречал. Был на моей памяти один капитан-немец. Так тот в свои семьдесят был огурцом-молодцом и даже поглядывал в сторону слабого пола. Вегетарианец, только рыба и свежие овощи-фрукты, спорт и никакого алкоголя и сигарет. Энергичный, правда, был чересчур…
Отсюда и вывод – берегите нервы и здоровье смолоду. Банально, но факт…