Rate this post

110366165Один из старейших ледоколов планеты – иркутская “Ангара” – может исчезнуть, считают участники пикета, который прошел сегодня в областном центре. Ходят слухи, что ледокол собираются убрать из залива – по словам властей, на капитальный ремонт.
Двадцать три года назад ледокол стал музеем. Средства на реставрацию собирали на благотворительной денежно-вещевой лотерее, по спискам и ведомостям. Сегодня на борту представлена богатая экспозиция, с раритетными фотографиями, регулярно проводятся мероприятия для детей и взрослых.  Год назад на музей посыпались нарекания от различных инспекций, затем судебные разбирательства. Арендатору, ВООПИиК, предъявили претензии, что он не содержит судно в надлежащем состоянии. А два месяца назад областные власти объявили, что намерены расторгнуть с организацией договор о безвозмездном пользовании памятником истории и судостроения ледокол «Ангара».

«Ангара» была спущена на воду 25 июля 1900 года в селе Лиственичном, куда её доставили в разобранном виде из Ньюкасла, где ледокол был изготовлен на стапелях верфей «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К0». Заказчиком судна выступал Комитет по постройке Сибирской железной дороги, который за два года до этого приобрёл у «Армстронга» паром-ледокол «Байкал». Оба судна предназначались для обеспечения паромной переправы железнодорожных составов через Байкал, как временная мера до постройки путей вокруг озера. Ледокол «Ангара» предназначался для прокладки пути во льдах для парома «Байкал», который не мог безопасно для груза преодолевать льды толщиной свыше 70 см. До постройки Кругобайкальской магистрали в 1906 году «Ангара» вместе с «Байкалом» совершала регулярные рейсы через Байкал. После этого, из-за нехватки средств на содержание двух ледоколов, судно было поставлено на консервацию и десять лет находилось в бездействии. В 1916 году паром вновь вышел в плаванье в связи с оживлением движения на Кругобайкальской магистрали. После Октябрьской революции пароход был национализирован и переоборудован для пассажирских перевозок. С началом Гражданской войны судно было вооружено двумя 6-дюймовыми орудиями и четырьмя пулемётами и стал совершать рейды по уничтожению чехословацких войск на берегу Байкала. Осенью 1918 года, в связи переходом власти в руки белых, «Ангара» вернулась под управление Байкальской железнодорожной переправы и была разоружена. 6 января 1920 года, во время бегства «белых» на борту «Ангары» произошло массовое убийство 31 заложника из тюрьмы г. Иркутска. Считалось, что это были сторонники Политцентра, противостоявшего правительству Колчака — они были оглушены деревянной колотушкой для отколки льда и сброшены в воду во время хода ледокола. В мае, когда на Байкал вернулись советские войска, «Ангара» вошла в состав Байкальского отряда судов для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами. Ледокол входил в состав отряда до октября 1922 года.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий