При крене судно тянет в сторону, противоположную крену. Рулевой вынужден при нормальных условиях ветра и моря постоянно перекладывать руль намного на противоположный борт, чтобы удержать судно на курсе. Крен всегда уменьшает скорость судна. Кроме того крен ухудшает остойчивость судна и его непотопляемость. При дифференте на нос корму забрасывает, управляемость хуже, скорость меньше, рыскливость больше. В обычной практике судно грузят до ровного киля или до дифферента на корму 2-3 фута.
Остойчивость судна в условиях совместного действия волнения и ветра
Во время движения на волнении судно испытывает качку. При произвольном относительно волн курсе возникает качка всех видов: бортовая, то есть угловые колебания судна вокруг своей продольной оси, вертикальная, представляющая собой колебательное движение вверх-вниз, и килевая — угловые колебания судна вокруг поперечной оси. С точки зрения остойчивости важна лишь бортовая качка. Действительно, наклонение (дифференты), вызванные килевой качкой, не могут быть значительными из-за большой продольной остойчивости судна.
Наибольшие Большое влияние на качку оказывает соотношение между кажущимся периодом волны и периодом бортовой качки судна на тихой воде. Период качки на тихой воде определяется размерами судна, его остойчивостью и загрузкой. Размахи качки наступают при резонансе, когда кажущийся период волны и период качки на тихой воде равны между собой.
Из этого следует, что при ходе на косых курсах бортовая качка может оказаться даже более сильной, чем в положении лагом к волне, если кажущийся период волны совпадет с периодом судна на тихой воде.
При приеме груза на судно происходит одновременное изменение величины метацентрического радиуса, положения центра величины и центра тяжести, что приводит к изменению метацентрической высоты. Рассмотрим, как производится оценка остойчивости в этом случае.
Если груз принять ниже действующей ватерлинии, начальная остойчивость увеличится. Прием груза выше ватерлинии уменьшает начальную остойчивость.
Если центр тяжести груза расположить точно над центром тяжести ватерлинии, то от приема такого груза не возникает ни крена, ни дифферента. В том случае, когда прием груза ведется ближе к оконечностям или несимметрично по бортам, возникают кренящий и дифферентующий моменты