Непотопляемость –способность судна оставаться на плаву после затопления одного или нескольких отсеков и сохранять свои свойства для использования по назначению.
Непотопляемость включает в себя два свойства ; плавучесть и остойчивость.
Плавучесть– способность плавать в определенном положении относительно поверхности воды имея на борту заданное количество груза .
Основной закон для определения плавучести- Закон Архимеда
Запасом плавучести наз. Кол-во грузов , которое судно может принять сверх находящихся на нем до полного погружения в воду.
Во избежание недопустимой перегрузки на грузовых судах наносят знак грузовой марки, определяющей минимально допустимую величину надводного борта.
Остойчивость судна- способность судна, отклоненного от положения равновесия внешними силами, возвращаться в исходное положение после прекращения действия этих сил.
Остойчивость бывает продольной – при дифферентах и поперечной – при кренах.
При наклоне судна сместиться центр величины и появиться плечо статической остойчивости . Из-за этого появиться восстанавливающий момент ,который стремиться вернуть судно в устойчивое состояние .
Точка пересечения сил поддержания в прямом и наклонном положении наз. Метацентром.
Прочность судна – способность корпуса , а также отдельных его конструкций выдерживать воздействие различных эксплуатационных нагрузок не получив остаточных деформаций и не разрушаясь.
Для сохранения плавучести корпус делят главными поперечными переборками на главные водонепроницаемые отсеки.
Обеспечение непотопляемости- достигается за счет рациональной конструкции корпуса , оптимального размещения всех видов грузов а также за счет специальных конструктивных решений, установки систем и средств , позволяющих локализовать и ликвидировать аварийные ситуации а след. Сохранить достаточный уровень непотопляемости.