Техническая эксплуатация судна начинается с проведения всесторонних испытаний, целью которых являются:
проверка опытным путем основных показателей работы судна и его энергетической установки, определение качества сборки механизмов и узлов, надежности их работы, выявление оптимальных эксплуатационных режимов и характеристик;
разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию строящихся судов и СЭУ, а также модернизации установок, находящихся в эксплуатации.
Теплотехнические испытания судовых дизелей выполняют для разработки нормативов эксплуатации установки, ее главных двигателей и отдельных механизмов, для обнаружения и исправления недостатков и для контроля качества эксплуатации.
Испытания дизеля и его систем проводят при сдаче установки в эксплуатацию (приемо-сдаточные испытания) и при эксплуатации судна (эксплуатационные и специальные испытания).
Отличие одного вида испытаний от другого состоит в содержании и объеме программ, а также в поставленных задачах.
Приемо-сдаточные испытания. В процессе приемо-сдаточных испытаний выполняют стендовые, швартовные и ходовые испытания.
Их проводят с целью определения показателей работы двигателя и соответствия техническим условиям и гарантиям, обусловленным договором. Проверке подлежит надежность главного двигателя, а также обслуживающих его вспомогательных механизмов, приборов и систем.
Объем проверок и испытаний определяет программа приемосдаточных испытаний.
Стендовые испытания имеют целью проверку правильности сборки и регулирования двигателя, а также надежности работы всех его деталей и узлов, определение технико-экономических показателей дизеля на эксплуатационных режимах, проверку работы реверсивно-пусковой системы и регулятора частоты вращения.
Стендовые испытания начинают после обкатки дизеля и проводят на скоростных различных режимах в присутствии представителя Регистра. После окончания стендовых испытаний разбирают и осматривают детали двигателя в объеме, определяемом техническими условиями.
При швартовных испытаниях проверяют правильность установки двигателя на судне; монтаж валопровода; рациональность установки вспомогательных механизмов; действие обслуживающих систем и автоматических устройств; действие машинного телеграфа; работу рулевого устройства.
В процессе швартовных испытаний осуществляют окончательную приемку механизмов, устройств, систем (пожарной, балластной, осушительной), приборов, которые по своему назначению или условиям работы не требуют проверки в море.
Испытания проводят на различных нагрузочных режимах по крутящему моменту в течение 8—10 ч.
После швартовных испытаний главные двигатели и вспомогательные механизмы осматривает инспектор Регистра и представитель заказчика. Все обнаруженные дефекты устраняют, и судно готовится к выходу в море на ходовые испытания (после подписания всех протоколов и устранения недостатков, выявленных в процессе швартовных испытаний).
Ходовые испытания имеют целью проверку работы двигателей и обслуживающих механизмов на всех эксплуатационных режимах в море. При этом определяют:
расход воздуха на один пуск;
число и продолжительность пусков без пополнения пусковых баллонов; минимальное давление в пусковых баллонах, при котором обеспечивается пуск двигателя;
критическую частоту вращения двигателя и зоны запретной частоты вращения;
расход топлива;
ходовые характеристики (зависимость скорости судна от мощности главного двигателя при различной частоте вращения, осадке и состоянии моря).
После окончания ходовых испытаний главный двигатель и вспомогательные механизмы частично разбирают для осмотра представителями Регистра и заказчика.
После сборки механизмы подвергают кратковременным (20 ч) испытаниям при нормальной нагрузке.
Эксплуатационные испытания. Основной целью эксплуатационных испытаний является проверка технического состояния энергетической установки и выяснение возможности улучшения основных характеристик главных и вспомогательных механизмов. Эти характеристики дают возможность установить наивыгоднейшие режимы работы машин, а также выбрать пути улучшения технико-экономических показателей.
Во время испытаний проверяют правильность технической эксплуатации энергетической установки.
При эксплуатационных испытаниях определяют: характеристики показателей работы судна;
возможность применения новых сортов топлива и масла и увеличения межремонтных периодов;
оптимальный способ регулирования двигателя; недостатки в работе энергетической установки; соответствие движителей главным двигателям и корпусу судна. Эксплуатационные испытания подразделяются на контрольно-регулировочные, наладочные, паспортные.
Контрольно-регулировочные испытания проводят с целью проверки работы двигателя на эксплуатационных режимах ежегодно силами машинной команды без вывода судна из эксплуатации.
Во время испытаний производится анализ основных величин, характеризующих работу двигателя, а также расхода топлива и масла.
Такие испытания позволяют своевременно обнаружить неисправность работы механизмов и износ основных деталей.
Сравнивая результаты контрольных испытаний с паспортными данными, можно наиболее эффективно осуществить регулирование и значительно повысить экономические показатели судовой энергетической установки (СЭУ).
Наладочные испытания позволяют определить наивыгоднейшие режимы работы установки. Испытания проводит теплотехническая партия при участии машинной команды. На основании результатов испытаний составляются инструкции по эксплуатации энергетической установки.
Паспортные испытания проводят для определения технических показателей работы нового судна (или прошедшего модернизацию) силами теплотехнической партии.
В задачу паспортных испытаний входит получение исходных данных для построения технико-эксплуатационных характеристик судна и главных и вспомогательных двигателей. Эти характеристики положены в основу нормирования показателей эксплуатации судна и его установки (скорости хода, частоты вращения, мощности, расхода топлива, смазки, воды и т. д.).
В процессе этих испытаний выявляют основные особенности эксплуатации, дефекты, производят наладку и регулируют главные двигатели и вспомогательные механизмы.
На основании паспортных испытаний строят скоростные характеристики главного двигателя и нагрузочные характеристики вспомогательных дизелей, а также ходовые характеристики судна. Полученные характеристики являются основным документом для определения режима эксплуатации судна.
Специальные испытания. Эти испытания проводит экипаж судна совместно с испытательной партией обычно по инициативе пароходства или в соответствии с централизованными планами.
По более глубокой программе специальные испытания проводят испытательные партии проектно-конструкторских бюро или научно-исследовательских институтов.
В задачи испытаний входят:
улучшение технического состояния двигателей и судовой энергетической установки;
выявление путей модернизации двигателей или вспомогательного оборудования;
проверка эффективности модернизации, а также применения новых сортов масла и топлива;
исследование причин эпизодического или систематического выхода из строя отдельных деталей или узлов двигателя;
исследование влияния эксплуатационных факторов (процессов топливоподачи, газообмена, шума, вибраций, крутильных колебаний вала двигателя) на характеристики рабочего процесса двигателя.
Специальные испытания проводят также при разработке общих научно-исследовательских или инженерных проблем.
- Комплектация установок вспомогательным оборудованием
- Определение основных характеристик судовых дизелей и их систем