Балтийские проливы хорошо оборудованы береговыми и плавучими маяками, светящими знаками, огнями и плавучими предостерегательными знаками. На некоторых средствах навигационного оборудования установлены радиолокационные маяки-ответчики.
В проливах установлены рекомендованные пути для судов с различной осадкой, а в районах интенсивного судоходства и в наиболее сложных в навигационном отношении районах имеются системы разделения движения судов.
Тем не менее, плавание Балтийскими проливами, особенно для больших судов, сопряжено с определёнными трудностями, так как в ряде мест рекомендованные пути проходят вблизи каменистых банок и имеют крутые повороты. В проливах, кроме постоянных течений, наблюдаются довольно сильные течения, зависящие от направления и скорости ветра. Фарватеры во многих местах пересекаются паромными переправами.
В Балтийских проливах имеются районы, сложные в навигационном отношении. В этих районах относительно часто: происходят аварии судов (посадка на грунт, столкновения); рекомендованные пути проходят вблизи опасностей; пространство для расхождения встречных судов ограниченно.
Перечисленные ниже районы, за исключением района мыса Скаген, находятся в южной части проливов и расположены на расстояниях, соответствующих одной (при следовании через пролив Зунд) или двух (при следовании через пролив Большой Бельт) вахт при скорости судов более 10 уз.
- Район мыса Скаген. Главная опасность в этом районе – сложность расхождения судов, идущих пересекающимися курсами.
- Район подхода к полуострову Рёснес. Основная сложность при плавании в этом районе заключается в необходимости обеспечения надёжного контроля за перемещением судна вблизи банок Лилле-Люсегрунн, Брисеис-Флак, Хастенс-Грунн, Шульц-Грунн, а также между рифом Хаттеррев и банок Хаттербарн.
- Район подхода к порту Корсёр. Основная сложность при плавании в этом районе – трудность расхождения с многочисленными паромами.
- Район банки Ванжансгрунд расположен между точкой, находящейся в 2 милях севернее банки Ванжансгрунд, и параллелью 55О 10/ сев. шир. Основная причина сложности плавания этом районе состоит в том, что ширина полос движения вблизи светящих знаков Ванжансгрунн/31 и Агерсё-Флак/34 сужена до 2-3 кбт, а рекомендованный путь на коротком участке, около 2,5 мили, дважды меняется направление.
- Район полуострова Гесер включает участок пути между меридианами 11О45/ и 12О20/ вост. долг. Сложность плавания здесь состоит в том, что участок находится на пересечении нескольких маршрутов.
- Район узкости между портами Хельсингёр и Хельсингборг. Основную опасность здесь представляют многочисленные паромы, курсирующие между портами Хельсингёр и Хельсингборг, и интенсивное движение транзитных судов. Плавание судов в этой узкости особенно трудно ночью из-за обилия береговых огней, на фоне которых трудно различить навигационные огни судов и огни средств навигационного оборудования.
- Район прохода Дрогден является наиболее опасным местом пролива Зунд. Фарватер прохода очень узкий и вблизи его оси имеются малые глубины. Основные аварии в этом районе связаны с посадкой на мель у бровок канала. Особенно трудно вести судно в условиях ограниченной видимости.
В соответствии с решением правительства Дании в южной части пролива Зунд в проходе Дрогден проводятся работы по строительству подземного туннеля, соединяющего острова Амагер и Сальтхольм.
Для обеспечения работ с июня 1996 г. в проходе Дрогден установлены технические районы D1, D2 и D3, границы которых показаны на картах. Одновременно оборудованы ограждённые фарватеры шириной 300 м каждый. Фарватер между районами D2 и D3 предназначен для судов длиной менее 20 м. Судам, не принимающим участия в работах, запрещается проходить за пределами ограждённых фарватеров.
В связи со строительством подземного туннеля устанавливается система донесений по радио – информационная служба “DROGDEN VTS”.
Вызов осуществляется на УКВ, канал 71;
* для судов, следующих на S, при прохождении форта Миддельгруннс-Форт(55О 25/ N , 12О 40/ E);
* для судов, следующих на N, при прохождении светящего буя М41,(55О 25/N, 12О40.7/E)
Донесение следует составлять и передавать на УКВ, канал 71 по следующей схеме:
Буквенное обозначение | Сведения | Текст |
1 | 2 | 3 |
А | судно | название и позывной |
В | время(UTC) | при передаче через береговую радиостанцию |
С или | положение | географическое положение (2 группы из 4 цифр) |
D | — “ — | пеленг и расстояние от ясно указанного пункта (указать название) |
E | курс | в северном или южном направлении идёт судно |
F | скорость в узлах | группа из 2 цифр |
J | лоцман | при наличии на борту лоцмана |
O | осадка | группа из 4 цифр |
Q | повреждения | краткие сведения о повреждениях, неисправностях |
U | высота мачты | при высоте мачт более 35 м. |
Информация об особых обстоятельствах судоходства в данном районе будет передаваться службой “DROGDEN VTS” на канале 71 после передачи объявления на канале 16.
В связи со строительством туннеля и моста между островом Спрогё и полуостровом Хальссков в проходе Эстерреннен установлен район, запретный для плавания. Район ограждён буями.
Суда дедвейтом 1000 т и более проходят через запретный район по системе разделения движения. В районе оборудованы фарватеры для движения в обоих направлениях судов длиной до 20 м. Фарватеры ограждены светящими буями и буями. Ширина каждого фарватера 100м, глубина – 4 м.
В проходе Вестерреннен между островами Фюн и Спрогё построен мост Вестброэн с высотой судоходного пролёта 18 м от среднего уровня моря. Плавание под мостом разрешено только судам дедвейтом до 1000 т.
В северной части пролива Большой Бельт организована служба управления движением судов “ Great Belt Traffic “ (далее – служба GBT). Служба периодически использует патрульные суда к N и S от системы разделения движения в проходе Эстерреннен.
Район действия службы GBT охватывает район, ограниченный с севера параллелью 55О 35/ N, а с юга – линией, соединяющей точки:
- пирс Галф на полуострове Стигснес (55О12,0/N, 11O15,5/E);
- южная оконечность острова Оме (55O08,4/N, 11O09,2/E);
- маяк Хов (55O08,8/N, 10O57,4/E);
- точка на западном берегу острова Лангеланн (55O00,0/N, 10O48,8/E);
- светящий буй (55O01,3/N, 10O44,0/E).
Участие в системе донесений по радио службе GBT:
- обязательно для судов валовой вместимостью 56,6 м3 (20 рег. т.) и более, следующих по проходу Вестерреннен;
- рекомендуется для судов дедвейтом 1000 т и более, следующих по проходу Эстерреннен.
Суда должны сообщить о себе службе GBT на УКВ, канал 11 (позывной GBT):
- при входе в район действия службы;
- немедленно при выходе из порта (для судов, находящихся в районе действия службы).
Радиодонесение передаётся судном также на канале 11 или любом другом канале, указанном службой.
Информация об особых условиях, относящихся к безопасности плавания, передаётся службой GBT на УКВ, канал 11, после предварительного объявления об этом на канале 16. Все суда должны прослушивать эти радиопередачи.
Донесение судна следует составлять по следующей схеме:
Буквенное обозначение | Сведения | Текст |
1 | 2
Кодовое слово |
3
GBT |
А | судно | название и позывной |
В | время( UTC ) | Только для донесения, переданного через береговую радиостанцию. |
С | положение | географическое положение (2 группы из 4 цифр) |
D | — “ — | пеленг и расстояние в милях от ориентира |
E | курс | в северном или южном направлении идёт судно |
F | скорость в узлах | группа из 2 цифр |
J | лоцман | PILOT EMBARKED-при наличие на борту лоцмана |
L | Информация по маршруту | Сообщить, по какому проходу пойдёт судно (Вестерреннен или Эстерреннен) |
Q | повреждения | краткие сведения о повреждениях, или неисправностях, или ограничениях маневренности |
U | Размеры судна | Дедвейт и расстояние от действующей ватерлинии до верхней кромки трюма или верхней кромки крышки люка (в метрах) |
Судно, не имеющее возможности использовать связь на УКВ, должно за 2 ч до подхода Вестерреннен и Эстерреннен передать через датскую береговую радиостанцию донесение в адрес службы GBT в виде телеграммы, предваряя её кодовым словом “GBT”. В донесении необходимо указать вид связи, которым может воспользоваться служба GBT для переговоров с судном. Донесение передаётся бесплатно.
Судам, не имеющим современной навигационной информации, рекомендуется брать лоцмана.