Температура замерзания морской воды зависит от солености и выражается примерной зависимостью
где S —соленость, %0.
Соленость льда меньше солености воды, из которой он образовался. Со временем количество солей во льду уменьшается, и старые морские льды дают почти пресную воду. Переход в лед только части солей из раствора увеличивает соленость соседних слоев воды, понижает температуру их замерзания, что и является основной причиной замедления льдообразования на морях. Вторая причина замедления льдообразования — волнение, которое перемешивает воду, не давая поверхностным слоям сильно охлаждаться и чисто механически препятствует образованию ледяного покрова.
Классификация льдов по возрасту. Льды начальных стадийобразования:
— ледяные иглы — мелкие мало заметные кристаллы льда-
— ледяное сало — скопление ледяных игл, плавающих на поверхности моря;
— снежура — вязкая кашеобразная масса, образующаяся при обильном снегопаде на охлажденную воду;
- шуга — бесформенные куски белесоватого цвета, образующиеся чаще всего из сала, сбитого волнением (толщина шуги доходит до 5 cm).
Молодые (н и л а с о в ы е) льды:
—— блинчатый лед, образующийся из сала при сравнительно небольшом волнении; размер отдельных «блинов» может доходить до 3—4 м в диаметре при толщине 5—6 см;
— нилас — тонкая ледяная корка, образующаяся на спокойной поверхности воды, толщиной до 10 см; разламывается ветром;
— молодик — молодой лед толщиной от 10 до 30 см светлосерого цвета;
— белый лед — лед толщиной от 30 до 70 см. Вторичные стадии образования льда:
— ледяные поля (обширные — в поперечнике свыше 10 км, большие — от 2 до 10 км, малые — от 0,5 до 2 км, обломки — 100—500 м) — образуются нарастанием больших площадей льда, либо смерзанием различных видов плавучего льда, либо от разрушения берегового припая и выноса больших его частей в море;
— крупнобитый лед — льдины размером 200—100 м в поперечнике;
— мелкобитый лед — льдины размером от 2 до 20 ж в поперечнике;
— ледяная каша — смесь измельченного льда с шугой и снежу рой;
— иссяк — отдельное высокое глубокосидящее образование льда (торосистое) незначительных горизонтальных размеров. Неподвижные формы льда:
— ледяной заберег — тонкий неподвижный лед, распространяющийся от берега на расстояние нескольких десятков метров;
— припай — сплошной ледяной покров, связанный с берегом; может иметь ширину до нескольких сотен километров;
— стамуха — торосистое ледяное образование, сидящее на мели.
Кроме льда, образующегося из морской воды, в море встречаются: речной лед — совершенно пресный, обычно коричневатого цвета, встречающийся чаще всего вблизи устьев рек (выносится течением в море), и материковый лед — образуется путем уплотнения и смерзания многолетних отложений снега на материках и островах, откуда он сползает в море в виде ледников. Разновидности материкового льда: айсберги {ледяные горы) — крупные обломки льда, встречающиеся в море и обычно возвышающиеся над водой более чем на 5 м; в южном полушарии наблюдались айсберги высотой более 500 м; под водой у айсберга находится часть, превышающая надводную в 3—7 раз; ледяные острова — крупные ледовые образования размером до 700 км2 и высотой над уровнем моря до 12 м, формируются они в основном в районе Канадского арктического архипелага.
Сплоченность льда — соотношение площади льдин и промежутков воды между ними в данном районе. Сплоченность оценивается баллами по шкале, приведенной в табл. 31.2.
Проходимость льда — возможность самостоятельного плавания во льдах кораблей различных типов; определяется сплоченностью, толщиной и характером льда, состоянием его поверхности, временем суток, гидрометеорологическими условиями, а также опытом личного состава в плавании во льдах. Главным препятствием плаванию во льдах являются торосы — нагромождения льдин, образовавшиеся в результате сжатий.
Неподвижный лед лучше проходим, чем такой же толщины плавучий. В нем пробивать фарватер легче всего в часы образования приливо-отливных разводий. Ветер может облегчать или затруднять условия ледового плавания. Под действием ветра
наряду с торосами нередко образуются полыньи и разводья (при ветре с берега разводья образуются за счет отжимания льда в море).
Подъем воды (приливы, нагоны) способствует разрежению льдов и сохранению ледовых фарватеров; спад воды, наоборот, вызывает сильные подвижки, увеличивает сплоченность льда и быстро зажимает фарватеры.
Ледовый час — средний промежуток времени между моментом верхней кульминации Луны и ближайшим последующим сжатием льда в данной точке моря.
Признаки начала сжатия льда: канал за. кормой корабля быстро суживается, корабль теряет инерцию, появляется характерный треск, скрип и шум льда.
Наблюдение над льдами включает определение форм льда, состояния поверхности ледового покрова (торосистость), сплоченности, толщины, положения кромки льда и условий ледового плавания. Для определения этих данных пользуются специальными атласами льдов и таблицами, аналогичными табл. 34.2, 3-1.3, 34.4.
Толщина льда на ходу корабля определяется по льдинам, которые становятся на ребро у борта, на стоянке — непосредственным измерением ледомерной рейкой в специально пробиваемой ледовой лунке. Прирост толщины льда зависит от среднесуточной температуры воздуха и начальной толщины льда.
Представление о наличии льдов на значительном удалении от корабля можно получить с помощью радиолокационных станций. Отдельные льдины при приближении к кромке льдов хорошо фиксируются также гидроакустикой. Не рекомендуется приближение к айсбергам, встреча с которыми возможна в умеренных и даже субтропических широтах.
Результаты наблюдений фиксируют на схемах или картах крупного масштаба, указывая дату, час и координаты наблюдений.
Ледовая разведка и прогноз производятся в основном авиацией флота и передаются на корабли с прогнозами погоды.