При фрахтовании советских судов иностранными фрахтователями, а также при фрахтовании иностранных судов для перевозки советских внешнеторговых грузов «соглашением сторон могут быть установлены дополнительное по окончании срока погрузки время ожидания (контрсталийное время) и размер соответствующей платы (демередж)»—ст. 135 КТМ. Это дополнительное время согласовывается сторонами для завершения грузовых работ, начатых во время сталии.Если стоянка судна в течение сталийного времени не оплачивается, так как она учтена при калькуляции фрахта, то контрсталия оплачивается по специальной ставке (демередж), которая призвана частично компенсировать расходы судовладельца. Начало контрсталии совпадает с моментом истечения сталийного времени, а окончание — с момента перехода судна на сверхконтрсталию. При отсутствии соглашения сторон продолжительность контрсталии и ставка демереджа могут определяться согласно срокам и ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. Такое правило содержится в морских законах СССР и Болгарии. В Польше и ФРГ законом предложено другое решение. Если в чартере зафиксировано соглашение сторон о возможном продлении грузовых работ без указания конкретного срока, то в таком случае он считается равным 14 дням. В морском законе Югославии продолжительность контрсталии в таких случаях равна соответственно сталийному и половине сталийного времени. Французское право исходит из того, что при отсутствии в чартере срока контрсталии необходимо руководствоваться обычаями порта. А при отсутствии таких обычаев — исходить из длительности сталии, которую капитан в данном случае считает разумной. По общему праву Великобритании и США отсутствие в чартере условия о контрсталии дает судовладельцу основание для взыскания причиненного убытка, вызванного неоправданной задержкой судна. Когда в чартере указана только ставка демереджа, но не продолжительность контрсталии, тогда судно должно оставаться в порту до того момента, пока задержка не повлечет за собой аннулирование договора (repudiation) или невозможность его исполнения (frustration). После истечения сталии происходит перераспределение рисков, связанных с задержкой судна. В период контрсталии риски несет в основном грузовладелец. Однако риск задержки судна по вине судовладельца или из-за препятствий с его стороны по-прежнему несет судовладелец. Контрсталия течет непрерывно. Учитывается все время, в том числе воскресные и праздничные дни. Это правило выражается следующими словами — «раз на демередже, то всегда на демередже».
- Стейтмент, таймшит
- Демередж