Загрузка...

Судно, идущее вблизи бере­га, испытывает значительное понижение уровня воды со сто­роны берега из-за ограничения потока. Разность уровней воды по бортам судна создает раз­ность давлений, которая являет­ся источником поперечной силы, действующей на судно в на­правлении берега (рис. 76).

Эффект бернулли

 

Точка приложения этой силы находится в ЦТ; величина ре­зультирующей поперечной си­лы, действующей на ЦТ, прямо пропорциональна     разности уровней воды и вследствие это­го прямо связана со скоро­стью судна.

ЦВ должен быть в передней части судна, это означает, что поперечная сила, действующая на ЦТ судна, должна сдвигать корму в сторону берега (рис. 77).

береговой эффект

Более того, когда судно дви­жется с довольно высокой ско­ростью, в передней части его создается подъем воды, особен­но между носом и находящимся рядом берегом. Это приводит к разности давлений в носовой части судна» между стороной, обращенной к берегу, и проти­воположной стороной, появля­ется сила, которая толкает нос судна от берега.

Для удерживания судна на постоянном курсе вблизи берега нужно установить баланс между силой от действия руля, силами носовой подушки и присасыва­ния кормы. Для удержания суд­на у одной стороны канала не­обходимо перекладывать руль в сторону берега. И чем ближе берег, тем больше нужно пере­кладывать руль, чтобы компен­сировать береговой эффект. Поскольку эффективность руля выше при малых углах пере­кладки, то чем на больший угол мы перекладываем руль, тем меньше растет его эффектив­ность, а оставшийся запас пере­кладки уменьшается.

Самый безопасный вариант плавания узкостями – оста­ваться на осевой линии, если это позволяет движение судов.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий