Система КОСПАС-SARSAT одобрена Международной морской организацией (ИМО) и Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Система образована в 1977 году на основе международного сотрудничества СССР (КОСПАС) с одной стороны и США, Канады и Франции (SARSAT) с другой. Функционирование КОСПАС-SARSAT началось с запуска 30 июня 1982 года советского спутника КОСПАС-1.
Система КОСПАС (КОсмическая Система Поиска Аварийных Судов)-SARSAT (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking) является одной из основных частей ГМССБ и предназначена для обнаружения судов и самолетов, терпящих бедствие в любой точке земного шара, приема аварийного сообщения и определения с заданной точностью координат места бедствия с целью существенного сокращения времени проведения поисковых операций по сравнению с традиционными методами. Быстрое определение координат места бедствия повышает шансы на выживание потерпевших бедствие, значительно сокращает расходы на поисковые работы, а также снижает риск аварий для экипажей самих поисковых судов и самолетов.
Конфигурация системы
Система КОСПАС-SARSAT состоит из следующих основных комплексов:
1) аварийные радиомаяки EPIRB, которые передают сигналы бедствия в аварийной ситуации;
2) оборудование на борту геостационарных и низкоорбитальных спутников, которое позволяет обнаруживать сигналы, передаваемые аварийными радиомаяками;
3) наземные приемные станции, называемые Станциями приема и обработки информации (СПОИ), которые получают и обрабатывают сигналы со спутников;
4) координационные центры системы, которые получают аварийные сообщения от СПОИ и направляют их в спасательно-координационные центры (СКЦ).
Система КОСПАС-SARSAT включает в себя два типа спутников
─ спутники на низкой орбите Земли, которые обеспечивают глобальную зону видимости для радиомаяков 406 МГц и покрывают почти все материки для радиомаяков 121,5 МГц.
─ спутники на геостационарной орбите Земли, которые включают в себя ретрансляторы 406 МГц на борту геостационарных спутников, а также наземные станции, называемые ГЕОСПОИ, которые обрабатывают получаемые от спутников сигналы.
Координаты излучающих АРБ определяются автоматически с использованием эффекта Доплера с точностью не хуже 3 км. Вся обработка принятых от ИСЗ сигналов осуществляется на СПОИ в автоматическом режиме и занимает 10÷15 минут.
Аварийные радиобуи системы КОСПАС-SARSAT
Каждый АРБ, устанавливаемый на борту судна, должен быть зарегистрирован в мировой базе данных системы КОСПАС-SARSAT. В памяти АРБ содержится его идентификационный номер, который передается при аварийных ситуациях, по которому поисково-спасательными службами будет осуществлено опознание судна.
Обращению с АРБ должен быть обучен каждый член экипажа судна. Любое включение АРБ, не связанное с аварийной ситуацией и подачей сигналов бедствия, классифицируется как несанкционированное. Если такое включение произошло, следует немедленно прекратить излучение АРБ, любыми средствами и способами установить связь с ближайшим или любым спасательно-координационным центром и отменить ложное срабатывание АРБ, при этом никаких штрафных или иных санкций к виновным применяться не будут. В противном случае лица, допустившие передачу несанкционированных посылок бедствия АРБ и не отменившие такие посылки, возмещают все расходы по развертыванию поисково-спасательных операций и, кроме этого, на них может быть наложен денежный штраф.
Аварийный радиобуй – это специфическое устройство, которое не используется ежедневно, а предназначено для включения лишь в аварийной ситуации. Поэтому обеспечение надлежащего обслуживания АРБ, регулярной проверки его работоспособности является важнейшей обязанностью пользователя. Техническим обслуживанием и проверками работоспособности АРБ занимается квалифицированный персонал в береговых условиях с использованием соответствующих контрольно-измерительных приборов. Содержание каждой проверки, в том числе устройства самоотделения (гидростата), замена элементов питания, факт и результаты ремонта заносятся в формуляр АРБ. Остаточный срок службы химических источников тока АРБ не должен быть менее 1 года, после чего батареи подлежат замене.
Работоспособность АРБ должна проверяться, по крайней мере, каждые три месяца, но не чаще одного раза в месяц. Результаты проверки обязательно записать в радиожурнал.
Общие требования к АРБ системы КОСПАС-SARSAT
1. АРБ должен автоматически включаться после свободного всплытия.
2. Установленный АРБ должен иметь ручное местное включение. При этом может быть предусмотрено дистанционное включение с ходового мостика, когда АРБ установлен в устройстве, обеспечивающем его свободное всплытие.
3. АРБ должен быть снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток.
4. АРБ должен выдерживать сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.
5. Устройство отделения АРБ должно обеспечивать его автоматическое отделение при помощи гидростата от тонущего судна на глубине 4 метра при любой ориентации судна.
6. Источник питания должен иметь достаточную емкость для обеспечения работы АРБ в течение, по крайней мере, 48 часов
7. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи. Ее следует контролировать для своевременной замены батареи. На судах, работающих под российским флагом, инструкция должна быть на русском языке.
8. АРБ должны иметь функции проверки работоспособности. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного буя.
9. АРБ должен быть устойчивым к воздействию морской воды и нефти.
10. АРБ должен быть хорошо видимого желтого/оранжевого цвета и иметь полосы световозвращающего материала.
11. АРБ должен легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.
12. АРБ должен быть оборудован соответствующими средствами защиты от несанкционированного включения.