Во время работы на судне «Carola», флаг Антигуа и Барбуда, травмировался моряк, гражданин Украины. Последствия травмы оказались очень серьезными, требующие долгого и серьезного лечения, приведшие к ампутации конечности. На первый взгляд судовладелец оказывал всяческую поддержку моряку, оплачивал лечение в лучших больницах страны.
Как только дело дошло до выплаты компенсации, судовладелец сразу же вспомнил о необходимости предоставления документа подтверждающего процент утраты профессиональной трудоспособности. И не странно, ведь судно было покрыто коллективным соглашением, по которому компенсация за 100% утраты трудоспособности ровнялась 250000 долларов. Здесь моряк и столкнулся с трудностями нашего «родного» украинского законодательства.
Вам необходим документ подтверждающий процент утраты профессиональной трудоспособности? Не проблема! Давайте нам акт по форме Н-1, справку о том, что ваш работодатель является плательщиком единого взноса в фонд по утере трудоспособности. Как у вас нет этих документов? Тогда мы вам не поможем и нам все равно, что ваш работодатель иностранец. Наше законодательство предусмотрело четкий перечень документов необходимых для направления на МСЭК и получения документа подтверждающего стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Одним словом «Украина для людей». По мнению нашего законодателя, украинские граждане не должны работать за рубежом!
В таких ситуациях очень сложно не надломиться и продолжать верить в успех. По сложившейся практике в большинстве случаев моряки соглашаются на минимальные выплаты, думая, что больше им уже не получить. Но наш герой оказался не из таких. Помня пословицу «вода камень точит», моряк на протяжении двух лет тактично отстаивал свои права в споре с судовладельцем. В итоге данная тактика дала свои результаты, и судовладелец выполнил свои обязанности в полном объеме, выплатил положенную сумму компенсации в размере 250000 долларов США.
Как уже говорилось, это лишь исключение из правила, в большинстве подобных случаев судовладелец не выплачивает и половины положенной компенсации, а наличие на борту судна подписанного коллективного договора не гарантирует защиту прав моряков.