Морской буксир в среду привел списанную атомную субмарину К-431, на которой в августе 1985 года произошла авария с гибелью людей, для разделки на Большекаменский военный завод “Звезда” в Приморье.
Тепловой взрыв с выбросом радиоактивных материалов произошел на атомной подводной лодке (АПЛ) Тихоокеанского флота 10 августа 1985 года при проведении плановой перезагрузки активной зоны ядерного реактора у пирса 30-го судоремонтного завода министерства обороны СССР в бухте Чажма. В результате ЧП погибли десять человек – офицеры и матросы, которые занимались проведением работ. Прибрежные поселки и города от взрыва реактора не пострадали, поскольку ветер дул с суши на море. Субмарину отбуксировали на мель, чтобы не допустить затопления лодки.
В 2010 году первоначально планировалось демонтировать атомную субмарину в плавучем доке 30-го судоремонтного завода в поселке Дунай. Это решение вызвало массовый протест у жителей поселка, считающих, что док не приспособлен для безопасной разделки АПЛ. Последствия этой производственной операции, по их мнению, могли негативно сказаться на экологической ситуации и здоровье дунайцев. Было принято решение отбуксировать аварийное судно на завод “Звезда”.
“В среду утром завершилась сложная операция по буксировке на специальном понтоне списанной субмарины из бухты Павловского в город Большой Камень Приморского края на завод “Звезда”, который специализируется на демонтаже и утилизации атомных подводных лодок”, – рассказал собеседник агентства.
По его словам, на предприятии, имеющем современные, безопасные технологии для демонтажа АПЛ, все готово для полной утилизации списанной субмарины.
Ранее, 9 июля генеральный директор завода “Звезда” Андрей Рассомахин в Москве заявил журналистам, что атомная подлодка К-431 с заводским номером 175 (проект 675) до ноября 2010 года , а окончание всей операции по изоляции аварийной АПЛ планируется завершить до конца этого года.
По словам Рассомахина, процедура утилизации пройдет по классической схеме, безопасной как для персонала предприятия, задействованного в операции, так и для окружающей среды.
Отвечая на вопрос о безопасности транспортировки АПЛ, Рассомахин сказал, что радиационное обследование лодки было проведено совместно с ВМФ РФ в апреле при процедуре передачи ее заводу. В течение мая-июня “Звездой” был выполнен комплекс мероприятий по нормализации радиационной обстановки на корпусе АПЛ, положительные результаты которой были подтверждены повторным обследованием в конце июня.
Рассомахин уточнил, что завод “Звезда” осуществляет утилизацию аварийной подводной лодки серии 175 на основании государственного контракта, подписанного с госкорпорацией “Росатом” в январе 2010 года.