В России с 2014 г. будут введены новые удостоверения личности моряка. Соответствующее постановление правительства предусматривает реализацию положений конвенции, ратифицированной федеральным законом «О ратификации конвенции, пересматривающей конвенцию 1958 г. об удостоверениях личности моряков».
Обмен документов начнется с 1 января 2009 г. Еыцача удостоверений личности моряка будет “эоизводиться Росморречфлотом и находящимися в его ведении федеральными государст–ными учреждениями и капитанами морских портов. Для оформления удостоверения моряка следует заполнить анкету-заявление специального образца, предоставить гражданский паспорт и документ, который подтверждает, что заявитель -эудится на судне. Оформление документов должно быть завершено в месячный срок с момента подачи заявления в учреждение по месту жительства заявителя или в срок не дольше 3 ме-:яцев со дня подачи заявления в учреждение, находящееся по месту пребывания заявителя. При обмене паспорта моряка на удостоверение личности моряка паспорт аннулируется и возвращается его владельцу. Срок действия нового документа — 5 лет. В новом удостоверении личности моряка наряду с фамилией, датой рождения и гражданством владельца будут содержаться его особые приметы и биометрические данные. Положение об удостоверении личности моряка определяет порядок его оформления, выдачи и применения. Новый документ удостоверяет личность лица, трудящегося по найму, занятого или работающего в любом качестве на борту морского судна (за исключением военного ко–рабля), морского судна рыбопромыслового флота, а также судна смешанного («река-море») плавания. Удостоверение не является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которому осуществляется выезд из страны и въезд в нее. Оно выдается гражданам Российской Федерации, трудящимся по найму, занятым или работающим в любом качестве на борту судна, включая учащихся учебных заведений, направляемых на суда для прохождения плавательной практики, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, которые отвечают указанным требованиям. Документом, содержащим сведения о работе моряка в качестве члена экипажа морского судна, является мореходная книжка, которая не является удостоверением личности моряка. Выдача мореходной книжки осуществляется судовладельцами, зарегистрированными на территории Российской Федерации и являющимися работодателями соискателей мореходной книжки, администрациями морских портов, бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, а также учебными заведениями морского и речного транспорта.
Оформление и выдача мореходной книжки осуществляется в срок, не превышающий 3 дней с даты представления всех необходимых документов.
Порядок оформления, выдачи и ведения мореходной книжки, а также перечень документов, необходимых для ее оформления, утверждается Министерством транспорта Российской Федерации.
Контроль за соблюдением установленного настоящим Положением порядка оформления, выдачи и ведения мореходной книжки, а также обеспечение государственных учреждений, учебных заведений морского и речного транспорта и судовладельцев, имеющих право выдачи мореходной книжки, бланками мореходных книжек осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта. Мореходная книжка должна быть на руках у каждого члена экипажа морского судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, при выходе на судне в море в качестве подтверждения занятия должности на борту этого судна. Она не заменяет трудовую книжку, предусмотренную статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации. Срок ее действия не ограничен.