В этом году Береговая охрана США перехватила по меньшей мере 27 мини-субмарин, направлявшихся с грузом наркотиков к западному и южному побережью страны, — это больше, чем перехвачено за все 6 предыдущих лет. Береговая охрана уверена, что куда большее количество этих лодок проскочили незамеченными.
Эти суда, построенные по последнему слову техники, представляют собой самопогружающиеся лодки длиной до 25 м, надводная часть которых выступает над поверхностью на высоту не более 45 см. Они строятся из высокотехнологичных композитных материалов и могут брать на борт до 10 т кокаина. Конструкция их весьма экономична, ничего лишнего: машина, нечто вроде ходового мостика с приборами управления и навигации и внутренние отсеки, в которых можно передвигаться ползком. Лодки строят в девственных джунглях вдоль рек в Колумбии, крупнейшем в мире поставщике кокаина, каждая стоит несколько миллионов долларов. Главное ее преимущество по сравнению с обычными средствами контрабанды наркотиков — такими как рыболовные суда, быстроходные мощные катера и яхты или судовые контейнеры, — скрытность. Визуально такую лодку можно обнаружить, только подойдя практически вплотную, да и то в условиях хорошей погоды. С помощью локаторов обнаружить эту лодку не менее тяжело, так как она сидит в воде очень низко и построена из материалов, приближающихся по своим характеристикам ктехнологиям-стелс. Лодки «последнего поколения» построены, по словам специалистов, на столь высоком уровне, что есть все основания предполагать участие в этом деле серьезных специалистов. К тому же имеется очевидное сходство с мини-субмаринами советских разработок. В США уверены, что в проектировании и строительстве этих мини-субмарин задействованы специалисты из бывшего СССР и стран советского блока. По данным американских спецслужб, существуют и налажены контакты самого высокого уровня между преступными группировками России и колумбийскими наркокартелями. Несмотря на высокую стоимость лодок, они одноразовые, их бросают в море после доставки груза. Наркобароны могут позволить себе эту роскошь, потому что доходы от одной партии груза неизмеримо выше. Экипаж такой лодки — обычно 1 -2 человека. Опасность строительства и применения мини-субмарин преступными сообществами заключается не только в контрабанде наркотиков, но и в возможности их использования террористическими организациями.