Rate this post

Конкуренция на международном рынке оказы­вает огромное давление на судоходные компа­нии и приводит их к необходимости сокраще­ния расходов, связанных с перевозочным про­цессом. Одной из существенных статей расхо­дов являются расходы на техническое обслуживание судов, в том числе очистку под­водной части корпуса. Вот почему проблема биологического обрастания выходит на пер­вый план. В воде присутствует множество микроорганиз­мов, которые самостоятельно прикрепляются к медленно движущимся или неподвижным объ­ектам, образуя биологическую пленку, которая в дальнейшем разрастается в колонии более крупных организмов, например таких, как балянусы. Биологическое обрастание оказывает негатив­ное влияние на объекты и сооружения водного транспорта. Его следствием становятся уменьшение скорости хода судов, увеличение расхода топлива, увеличение веса объектов, ухудшение акустической маскировки, нарушение экологи­ческих норм.

Исследования показали, что затраты, связанные с биологическим обрастанием морских судов торгового флота, ежегодно составляют более 3 млрд долл.

Для борьбы с последствиями биологического обрастания применяется очистка корпусов су­дов механическим путем. Традиционно это осу­ществляется в сухих доках или водолазами. Од­нако такие технологии имеют ряд недостатков, а именно:

необходимость наличия сухого дока на базе или в составе подвижной группы; длительность времени обработки (особенно в доке);

повреждение лакокрасочного защитного слоя водолазами и, как следствие, возникновение коррозии.

В настоящий момент для предотвращения био­логического обрастания применяются специ­альные покрытия и краски, а также вибро акусти­ческие установки. Наиболее эффективными по­крытиями являются вещества на основе ТВТ (трибутилтина), но вместе с тем они наиболее токсичны, в связи с чем на них с 2008 г. наложен полный запрет Международной морской орга­низацией (IMO).

Вот почему в последнее время одним из на­правлений развития мобильных технологиче­ских роботов является создание роботов для очистки корпусов судов от биологических об­растаний.

В качестве примеров можно привести такие мобильные технологические роботы, как Octopus (производство Cybernetix), Ultrastrip (Ultrastrip Systems), CleanHull (Sperre AS), AHMV (NSWCC). Среди отечественных следует отметить прототипы, разработанные коллекти­вом под руководством профессора В. Градец-кого. Преимуществом таких систем является возмож­ность автоматизации процесса очистки и мони­торинга корпусов судов, что ведет к уменьше­нию времени работ и повышению качества вы­полнения соответствующих операций. Постоян­ство качества очистки при этом достигается путем автоматического контроля технических параметров системы — например, скорости пе­ремещения робота, а также силы взаимодейст­вия рабочего инструмента (чистящей системы) с поверхностью корпуса судна. Тем не менее существующие на данный момент автоматизированные устройства обладают су­щественным недостатком — неспособностью автономной работы. Под автономностью здесь подразумевается возможность работы робота на корпусе судна без участия человека-опера­тора.

Автономный робот для очистки корпусов судов HISMAR создан в рамках выполнения одноимен­ного международного проекта, профинансиро­ванного Европейским Союзом. Целью проекта HISMAR явилось повышение ав­тономности мобильных роботов для очистки корпусов судов от биологического обрастания. Общая структура системы включает следующие компоненты: систему очистки; систему крепле­ния к корпусу судна; транспортный модуль — не­сущую раму и приводные модули; сенсорную систему; систему управления; энергетическую систему.

Данная задача была успешно реализована в рамках проекта HISMAR. Внешний вид прототи­па во время испытаний в доке представлен на рисунках.

В апреле 2009 г. успешно завершены лабора­торные испытания созданного прототипа.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий