Тирпиц» — второй линкор типа «Бисмарк», входивний в состав Кригсмарине. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии, угрожал арктическим конвоям в Россию и сковывал значительные силы британского флота. Попытки уничтожить Тирпиц продолжались в течение нескольких лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 после атаки с воздуха сверх-тяжелыми бомбами Tallboy. Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила Гитлера разочароваться в надводном флоте, а потому «Тирпиц» использовался крайне редко.
Согласно плану, в начале 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсёй (норв. Vagsoy). Там во фьордах он и простоял практически всю Вторую мировую войну. Однако, даже простое присутствие «Тирпица» связывало руки Королевскому флоту, хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции. Несмотря на это, вооружённые силы союзников чрезвычайно опасались потенциальной мощи линкора и много раз предпринимали попытки потопить его. «Тирпиц» был затоплен возле города Тромсё лишь 12 ноября 1944 года в результате авианалёта.
НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ “ТИРПИЦА”
ОПЕРАЦИЯ Sportpalast
В начале марта 1942 года была попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8 (операция Sportpalast («Дворец спорта»)). PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта Исландии, а QP-8 примерно в то же время из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх крейсеров покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову. В течение следующих суток ни один из конвоев встречен не был, лишь один из крейсеров обнаружил и потопил одиночное торговое судно. 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом с авианосца HMS Victorious, и адмирал Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax) принял решение прервать поход и возвратиться на базу, предвосхитив тем самым неудачную атаку британской авиации.
ОПЕРАЦИЯ Rosselsprung
В июле 1942 года «Тирпиц» и тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» в сопровождении группы эсминцев вышли в море с целью уничтожения конвоя PQ-17. Операция получила кодовое название Rosselsprung (ход конём). 5 июля 1942 года линкор был безуспешно атакован (немцы даже не заметили следов торпед) советской подводной лодкой «К-21» под командованием Н. А. Лунина, а чуть позднее обнаружен британской подводной лодкой «Аншейкн». Британцы, опасаясь атаки линкора, рассредоточили конвой, после чего он понес тяжелые потери от действий подводных лодок и авиации. Обнаруженные корабли прекратили операцию и были возвращены на базу. Таким образом, «Тирпиц» послужил косвенной причиной разгрома конвоя.
ОПЕРАЦИЯ Sizilien
В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien («Сицилия») — рейд на Шпицберген. Немецкие войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст» и девяти крейсеров. Немцы заняли остров с 6 сентября по 9 сентября 1943.
Операция Sizilien была единственной операцией, когда «Тирпиц» стрелял из своих орудий по противнику (однако по судам противника он никогда не произвёл ни одного выстрела).
КОНВОЙ PQ-17
Из-за угрозы выхода «Тирпица» в море был распущен конвой PQ-17, доставлявший вооружения в СССР по программе ленд-лиз (июль 1942). После роспуска конвой понес значительные потери от действий немецкой авиации и подлодок.
ОПЕРАЦИИ ПРОТИВ ТИРПИЦА
Уже во время строительства в Вильгельмсхафене (нем. Wilhelmshaven), английская авиация пыталась уничтожить немецкий боевой корабль. До 1942/43 она не могла достигнуть достойных упоминания успехов, по причине отличной брони «Тирпица», а также в то время ещё сильной немецкой противовоздушной обороны. Ввиду того, что авиация не приносила желаемый результат, британцы прибегли к нетрадиционным методам.
ОПЕРАЦИЯ Title
Так, в конце 1942 года немцами был поднят затонувший рыболовный катер на входе в порт Дронтхеймфьорд, место стоянки «Тирпица». На самом деле этот катер был захвачен англичанами и заминирован. Операция «Title» заключалось в том, чтобы пришвартовать катер рядом с целью и подорвать. Но на подходе к порту англичане случайно привели в действие часовой механизм взрывателя и, испугавшись, «сделали ноги». катер взорвался и взрыв поднял волну огромного размера, которая обрушилась на город.
ОПЕРАЦИЯ Source
НВ Сентябре 1943 года «Тирпиц» был атакован английскими подводными лодками типа «Икс» (англ. X-Craft), по крайней мере двум из них удалось установить под кораблём две 2-тонные мины. Их детонация нанесла серьёзные повреждения шпангоутам в носовой части и сдвинула с места один из двигателей. В связи с этим максимальная скорость «Тирпица» существенно уменьшилась.
ОПЕРАЦИЯ Tungsten
ОПЕРАЦИИ Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot
ОПЕРАЦИИ Goodwood I, II, III и IV
ОПЕРАЦИИ Paravane, Obviate и Catechism
ОБЛОМКИ ТИРПИЦА
После войны обломки «Тирпица» были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти всё судно было разрезано и вывезено. Однако значительная часть носовой части «Тирпица» остаётся там, где он и затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvag).
Недалеко от места затопления «Тирпица» существуют искусственные озёра, появившиеся в кратерах от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), попавших мимо «Тирпица». В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ. Некторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте, Хэмпшир.
КОМАНДНЫЙ СОСТАВ
Указание при строительстве: капитан Фридрих Карл Топп (нем. Friedrich Carl Topp), 15 января 1941 — 25 февраля 1941.
Капитан Фридрих Карл Топп, 25 февраля 1941 — 24 февраля 1943.
Капитан Ганс Карл Мейер (нем. Hans Karl Meyer), 24 февраля 1943 — 1 мая 1944.
Капитан Вольф Юнге (нем. Wolf Junge), 1 мая 1944 — 4 ноября 1944.
Капитан Роберт Вебер (нем. Robert Weber), 4 ноября 1944 — 12 ноября 1944 (убит в бою).