Загрузка...

Через год после заключения Версальского мирного договора исполнилось двадцать лет крейсеру “Ниобе”, и можно было строить но вый корабль ему на замену.

Перед конструкторами была поставлена трудная задача — уложиться в ограничения, как договорные, так и финансовые. Поэтому прихо дилось ограничиваться переработкой проекта военного времени.

Основные элементы нового крейсера следую щие: водоизмещение 6990 т (в полном грузу), 5600 т (стандартное), длина 155,1 м (наибольшая),

150,5 м (по ватерлинии), ширина 14,3 м, осадка 5,93 м (в полном грузу), 5,15 м (при стандартном водоизмещении).Корпус делился на 23 водонепроницаемых отсека. Нумерация отсеков и шпангоутов шла, как это и было принято в германском флоте, из кормы в нос. Крупнейшими были отсеки №8 (кормовое или первое машинное отделение), №10 (носовые или второе машинное отделение) и №11 (котельное отделение № 2). Двойное дно простиралось со шпангоутов с № 20 до № 90 (56% длины корабля). Междудонное простран ство использовалось для хранения жидкого топ лива, котельной воды и балласта.

Бронирование в целом соответствовало стандартам конца первой мировой войны — корабль имел 50 мм пояс по ватерлинии и гори зонтальное бронирование: палубу, которая про тягивалась от румпельного отделения до 106 шпангоута, имела толщину в оконечностях 20 мм, в центре 40 мм. От палубы к поясу шел 40-мм скос под углом 40°. Бронировалась также и боевая рубка, наибольшая толщина ее брони равнялась 100 мм.

Главная энергетическая установка включа ла 10 военно-морских котлов — 4 угольных и 6 нефтяных (они размещались в одном большом и двух малых котельных отделениях), 2 турбины Браун Бовери, каждая в отдельном отделении. Общая мощность механизмов составила 46500 л.с. Скорость хода равнялась 29,4 узла, даль ность плавания 6750 миль при скорости 14 уз лов, запас топлива: 875 т угля, 859 т нефти.

Электроэнергию для корабельных потре бителей вырабатывали три дизель-генератора общей мощностью 42 киловатта напряжением в сети 220 вольт.

Первоначально планировалось установить на корабль 4 спаренных 150-мм установки с дли ной ствола 50 калибров, но вскоре выяснилось, что послевоенная Германия не могла их изгото вить. Зато в наличии были старые кайзеровские 150-мм орудия. Проект переработали, и “Эм ден” вооружили 8 150-мм орудиями. Они распо лагались таким же образом, как и на последних крейсерах военной постройки, за одним исклю чением, орудие № 2 находилось возвышенно над баковым орудием № 1. Затем еще одна пара ору дий стояла по бортам у носовой надстройки, еще одна пара смотрела в корму от второй тру бы, одно орудие стояло на кормовой надстрой ке и еще одно на юте. Бортовой залп состоял из 6 орудий.

Эти 150-мм установки имели следующие характеристики: станок С/16, угол возвышения +27°, угол снижения —10°, дальность стрельбы 16800 м, начальная скорость 885 м.сек., длина ствола 6558 мм, живучесть ствола 1400 выстре лов, число нарезов 48, вес ствола и замка 5730 кг, вес люльки 2345 кг., общий вес установки 11 386 кг., вес снаряда 45,3 кг.

Был учтен опыт мировой войны, и систему управления огнем заметно модернизировали. Имелись три дальномера с базой 4 метра: один на топе фок-мачты, один на крыше боевой руб ки, один на кормовой надстройке, визирные посты на крыльях мостика. Данные поступали в центральный артиллерийский пост, он находил ся глубоко внизу, под запасным командным по стом, который соединялся бронированной тру бой с боевой рубкой.

Зенитная артиллерия состояла из 2-х, по зднее 3-х 88-мм орудий с длиной ствола в 45 ка либров. Характеристики орудий были следую щими: начальная скорость снаряда 950 м/сек. вес замка и ствола 2500 кг. вес снаряда 9 кг. вес заряда 2,35 кг.

На крейсере были установлены 2 двухтруб ных 500-мм торпедных аппарата, и могло разме щаться на верхней палубе 120 мин. Система уп равления торпедной стрельбой состояла из трех дальномеров. Они могли использоваться и для управления огнем 88-мм орудий. Один дально мер находился на кормовой надстройке, два на крыльях мостика. Имелись и визиры.

Экипаж состоял из 19 офицеров, 445 мат росов и старшин. Во время использования крей сера в качестве учебного корабля: 29 офицеров, 445 матросов и старшин постоянной команды и 162 курсанта.

“Эмден” стал самым “модернизируемым” крейсером немецкого флота. Модернизации были разными от чисто косметических до суще ственных. В 1926 г. изменена форма фок-мачты. Вместо своеобразного “тюльпана” появилась классическая мачта. В 1933-1934 гг. верфью-строителем была проведена большая модерниза ция. Демонтированы угольные котлы, а вместо них установили 4 нефтяных военно-морских котла. Дальность плавания после этого состави ла 5300 миль со скоростью 18 узлов. Запас топ лива равнялся 1266 т нефти. С “Эмдена” сняли 500-мм торпедные аппараты, а вместо них уста новили 533-мм, так как на вооружение флота по ступили торпеды типа G-7a. Их характеристики были следующими: вес взрывчатого вещества 430 кг TNT; двигатель торпеды приводился в действие сжатым воздухом; дальность хода: 15000 м при скорости 30 узлов, 5000 м при ско­рости 40 узлов, 4500 м при скорости 45 узлов; установка углубления до 52 м. В 1938 г. на крей сере появилась малокалиберная зенитная артил лерия: 2 37-мм (вскоре число увеличилось до 4) и 18 20-мм орудий. Во время войны он исполь зовался в качестве учебного корабля. Им всегда занимались во вторую очередь, но все-таки модернизировали. В 1940-1941 гг. на корабле установили размагничивающую обмотку, в 1942 г. еще кайзеровские 150-мм орудия сняли и вместо них установили 150-мм орудия моде ли ТВК, предназначенные для вооружения но вых эсминцев. 150-мм орудие ТВК С/36, на ла фете С/36 имело следующие характеристики: калибр 149,1 мм., угол возвышения +30°., угол снижения —10°., начальная скорость снаряда 835 м/сек., живучесть ствола 1000 выстрелов, тип нарезов кубическая парабола., число наре зов 44., максимальная дальность стрельбы 21950 м., вес снаряда 45,3 кг., вес заряда 6 кг., вес установки 16100 кг.

Бронирование щита: лобовое 10 мм, борт 6 мм.

Несмотря на использование крейсера как учебного корабля, в сентябре 1942 г. было реше но заметно усилить его зенитное вооружение.

Планировалось демонтировать 150-мм орудие № 4, а на его месте установить спарен ную 88-мм зенитную установку. Вместо кайзе ровских 88-мм зенитных орудий должны были установить два спаренных 37-мм автомата по бортам, а в диаметральной плоскости спарен ный 20-мм. Кроме них, одноствольные 20-мм ав томаты планировали установить на прожектор ной площадке и корме.

После “Новогоднего боя”, в феврале 1943 г. от этого проекта пришлось отказаться. На крейсере были установлены два счетверенных 20-мм автомата, так называемые “фирлинги”. Они находились на надстройке у бортового 150-мм орудия. Два одноствольных 20-мм автомата были установлены в кормовой части штурман ского мостика. Перед отправкой в Скагерак в августе-сентябре 1944 г. вместо 88-мм орудий были установлены 105-мм орудия SKS/32. Ха рактеристики его были следующими: начальная скорость снаряда 780 м.сек., угол возвышения +70°., угол снижения — 10°., живучесть ствола 4100 выстрелов, тип нарезов кубическая парабо ла, число нарезов 32, вес замка и ствола 1765 кг., дальность стрельбы 15175 м., вес снаряда 15,1 кг., вес заряда 3,8 кг., общий вес патрона 24 кг., вес установки 23650 кг.

Бронирование щита: лобовая броня 12 мм, борт и основание 4 мм.

Два 40-мм автомата были установлены на мостике. В результате зенитная артиллерия со стояла из 3 105-мм, 2 40-мм автомата системы “Бофорс”, 20 20-мм (2 четырехствольных и 6 двухствольных).

Радиоэлектронное вооружение. В 1942 г. на “Эмдене” был установлена радиостанция FuMo-22. В конце 1944 г. на крейсере планиро вали установить новую радиолокационную станцию FuMo-26 “Паллау” и систему обнару жения работы вражеских радаров FuMo-6. Но после посадки на мель от этих планов отказа лись. В конце войны установили радиолокаци онную станцию FuMo-25.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий