В 60-е годы наращивание отечественных подводных сил, предназначенных для борьбы с надводными кораблями и судами противника, осуществлялось не только путем создания атомных ПЛ, вооруженных ПКР – ПЛАРК проекта 675, но и ракетных дизель-электрических ПЛ проекта 651, вооруженных ПКР комплекса “П-6” (проектант – ЦКБ-18). Большие ПЛ проекта 651 были единственным типом отечественных ДПЛ специальной постройки, вооруженных КР. Они были построены при применении в качестве корпусных материалов стали повышенной прочности, энергетического оборудования новой разработки (дизелей, ГЭД, АБ и др.). ПЛ проекта 651 отличались от ДПЛКР проектов 644 и 665, ранее созданных путем переоборудования средних торпедных ДПЛ проекта 613, увеличенными скоростью и дальностью плавания, увеличенной автономностью, улучшенными условиями обитаемости экипажа и более совершенными средствами акустической и магнитной защиты за счет облицовки наружного корпуса акустическим покрытием и использования маломагнитной стали для изготовления наружного корпуса ПЛ. ПЛРК проекта 651 предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских коммуникациях.
Разработка 651-го проекта осуществлялась ЦКБ-18 (главный конструктор — А.С. Кассациер, главный наблюдающий от ВМФ — И.А. Коцюбин).
ПКР комплекса «П-6» обладали большой дальностью полета, в связи с чем для ДПЛКР проекта 651 так же, как и для ПЛАРК проекта 675 проблемой являлось обеспечение целеуказания ракетам. Для этой цели на ПЛ была установлена система приборов «Успех-У», предназначенная для приема целеуказания с самолетов, патрулирующих в районе действия ДПЛКР.
Торпедное вооружение корабля включало шесть носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм (боезапас — шесть торпед), стрельба из которых обеспечивалась на глубинах от перископной до 100 м. Кроме того, имелось четыре 400-мм ТА (боезапас — 12 торпед) в кормовой части корабля (максимальная глубина стрельбы — 250 м).
Лодка имела двухвальную энергетическую установку в составе двух дизелей надводного хода 1Д43 (2 х 4000 л. с.), двух главных гребных электродвигателей подводного хода МГ-141 (2 х 6000 л. с.), дизель-генератора мощностью 1000 кВт (с дизелем 1Д42) и двух гребных электродвигателей экономического хода ПГ-140 (2 х 2000 л. с.).
Впервые в практике отечественного подводного кораблестроения на лодках 651-го проекта было решено применить серебряно-цинковые аккумуляторные батареи “30/3”, имевшие значительно большую емкость по сравнению с традиционными свинцово-кислотными.
ПЛ имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, а также все поперечные водонепроницаемые переборки были выполнены из стали с пределом текучести 60 кгс/мм2. Это позволило увеличить предельную глубину погружения по сравнению с ранее построенными отечественными дизель-электрическими подводными лодками на 100 м.
Первые пять субмарин имели легкий корпус, изготовленный из маломагнитной стали. Однако в дальнейшем из-за коррозионного растрескивания вновь вернулись к использованию обычной стали.
Начиная с шестого серийного корабля на легкий корпус наносилось специальное резиновое противогидролокационное покрытие.
По тактико-техническим данным, мощности оружия, радиотехническому вооружению, корабельным системам, механизмам и устройствам подводные лодки 651-го проекта превосходили все существующие в 60-х годах отечественные и зарубежные дизель-электрические подводные лодки. Применение противогидролокационных покрытий, средств шумопоглощения, мер по звукоизоляции механизмов от корпуса корабля, нового движительного комплекса с малошумными гребными винтами в направляющих, насадках обеспечивало ПЛ 651-го проекта уровень шумности, меньший чем у лодок других проектов, при рекордно высокой для отечественных ДЭПЛ скорости полного подводного хода — более 18 узлов. Дальность плавания экономичной подводной скоростью 2,8 узла составляла 810 миль.
Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение в надводном положении – 3174 т.
в подводном положении – 3750 т.
скорость в надводном положении – 16 узлов
в подводном положении – 14,5 (18 с САБ) узлов
глубина погружения рабочая – 240 м.
дальность плавания в надводном положении – 30000 (8,0) миль
в подводном положении – 350 (2,8) (810 (2,7) с САБ) миль
длина – 85,9 м.
ширина – 9,7 м.
осадка – 6,9м.
автономность – 90 суток.
экипаж – 78 человек.
вооружение ракетное: КР «П-6» – 4 шт.
торпедное: НТА – 6 шт. (6 торпед)
КТА – 4 шт. (12 торпед)