Rate this post

Начиная с 1991 г. объемы перевозимой из пор­тов Черного моря азербайджанской, казах­станской и российской нефти стали стреми­тельно расти. Турция не может не тревожиться по этому поводу, так как большая часть этой нефти идет проливами Босфор и Дарданеллы. В 1996 г. Босфором проследовали 4248 танке­ров, 10 лет спустя — 10 154, рост 239%. Турция практически бессильна контролировать либо ограничивать судоходство в проливах; соглас­но Конвенции Монтрё 1936 г., страна не только не имеет права взимать сбор за следование проливами, но даже и ввести обязательную лоцманскую проводку.

За последние 17 лет население Стамбула зна­чительно выросло — с 10,3 до 13 млн человек. Это единственный в мире город, разделенный на две части проливом с оживленнейшим судо­ходством. Турция имеет все основания опа­саться серьезной аварии или катастрофы с участием танкера в грузу. Печальный опыт уже есть. Танкер «Nassia» и балкер «Shipbroker», оба под кипрским фла­гом, столкнулись 13 марта 1994 г. в проливе Босфор. В результате столкновения погибли 29 членов экипажей, включая капитана балке­ра. Балкер выгорел полностью. Приблизитель­но 20 тыс. т сырой легкой нефти вылилось в мо­ре. Пожар длился более 4 суток, перекрыв дви­жение в проливе. Общий ущерб составил не менее миллиарда долларов. В настоящее время проливом проходят танке­ры, вчетверо превосходящие «Nassia» по гру­зовместимости.

Понятно, что Турция заинтересована в нефте­проводах, — как потому, что они снижают на­грузку на проливы, так и потому, что нефтепро­воды, проходящие по территории страны и за­канчивающиеся терминалами, приносят ей, в отличие от проливов, ощутимые доходы. На нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан Турция уже заработала 2 млрд долл. В настоящее вре-

мя его пропускная мощность составляет 700 тыс. баррелей в сутки, со следующего года нефтепровод выйдет на полную мощность в миллион баррелей в сутки. Благодаря нефте­проводу в 2007 г. впервые за много лет количе­ство проследовавших Босфором танкеров со­кратилось на 100.

Турция активно продвигает строительство еще одного нефтепровода — Самсун-Джейхан, ко­торый будет запущен в 2009 г. С вводом его в строй аналитики прогнозируют 50% сокраще­ние перевозок нефти Босфором (без него к 2018 г. годовой объем следующей проливом нефти составит 250 млн баррелей). Анкара не скрывает озабоченности планами России построить нефтепровод Бургас (Болга­рия) — Александрополус (Греция). С одной стороны, нефтепровод будет способствовать разгрузке Босфора, с другой — Турция лишит­ся потенциальных доходов от роста транзита нефти. Справка.

Длина пролива Босфор 19 миль, навигацион­ная ширина в среднем — 1 миля. В самом уз­ком месте ширина пролива составляет 700 м. Резкие повороты заставляют судно менять курс по меньшей мере 12 раз. На некоторых поворотах не видны встречные суда. Мощные и быстрые течения, водовороты. Два моста, опоры одного из них размещены в водах пролива.

Пролив пересекают около 1 тыс. паромов в су­тки, перевозящих в среднем 1,5 млн человек, плюс сотни рыболовных, прогулочных и других судов.

В 2007 г. Босфором проследовало 56 606 грузо­вых судов, из них 10 054 танкера с 143 939 432 т нефти.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий