Начиная с 1991 г. объемы перевозимой из портов Черного моря азербайджанской, казахстанской и российской нефти стали стремительно расти. Турция не может не тревожиться по этому поводу, так как большая часть этой нефти идет проливами Босфор и Дарданеллы. В 1996 г. Босфором проследовали 4248 танкеров, 10 лет спустя — 10 154, рост 239%. Турция практически бессильна контролировать либо ограничивать судоходство в проливах; согласно Конвенции Монтрё 1936 г., страна не только не имеет права взимать сбор за следование проливами, но даже и ввести обязательную лоцманскую проводку.
За последние 17 лет население Стамбула значительно выросло — с 10,3 до 13 млн человек. Это единственный в мире город, разделенный на две части проливом с оживленнейшим судоходством. Турция имеет все основания опасаться серьезной аварии или катастрофы с участием танкера в грузу. Печальный опыт уже есть. Танкер «Nassia» и балкер «Shipbroker», оба под кипрским флагом, столкнулись 13 марта 1994 г. в проливе Босфор. В результате столкновения погибли 29 членов экипажей, включая капитана балкера. Балкер выгорел полностью. Приблизительно 20 тыс. т сырой легкой нефти вылилось в море. Пожар длился более 4 суток, перекрыв движение в проливе. Общий ущерб составил не менее миллиарда долларов. В настоящее время проливом проходят танкеры, вчетверо превосходящие «Nassia» по грузовместимости.
Понятно, что Турция заинтересована в нефтепроводах, — как потому, что они снижают нагрузку на проливы, так и потому, что нефтепроводы, проходящие по территории страны и заканчивающиеся терминалами, приносят ей, в отличие от проливов, ощутимые доходы. На нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан Турция уже заработала 2 млрд долл. В настоящее вре-
мя его пропускная мощность составляет 700 тыс. баррелей в сутки, со следующего года нефтепровод выйдет на полную мощность в миллион баррелей в сутки. Благодаря нефтепроводу в 2007 г. впервые за много лет количество проследовавших Босфором танкеров сократилось на 100.
Турция активно продвигает строительство еще одного нефтепровода — Самсун-Джейхан, который будет запущен в 2009 г. С вводом его в строй аналитики прогнозируют 50% сокращение перевозок нефти Босфором (без него к 2018 г. годовой объем следующей проливом нефти составит 250 млн баррелей). Анкара не скрывает озабоченности планами России построить нефтепровод Бургас (Болгария) — Александрополус (Греция). С одной стороны, нефтепровод будет способствовать разгрузке Босфора, с другой — Турция лишится потенциальных доходов от роста транзита нефти. Справка.
Длина пролива Босфор 19 миль, навигационная ширина в среднем — 1 миля. В самом узком месте ширина пролива составляет 700 м. Резкие повороты заставляют судно менять курс по меньшей мере 12 раз. На некоторых поворотах не видны встречные суда. Мощные и быстрые течения, водовороты. Два моста, опоры одного из них размещены в водах пролива.
Пролив пересекают около 1 тыс. паромов в сутки, перевозящих в среднем 1,5 млн человек, плюс сотни рыболовных, прогулочных и других судов.
В 2007 г. Босфором проследовало 56 606 грузовых судов, из них 10 054 танкера с 143 939 432 т нефти.