В ЭТОМ МЕСЯЦЕ произошло знаковое в истории Арктики событие: российский танкер «Балтика» закончил тестовый рейс по Северному морскому пути, доставив 73 тысячи тонн газового конденсата из Мурманска в китайский порт Нингбо. Судно, сопровождаемое атомными ледоходами, провело в пути 22 дня – это почти вдвое быстрее, чем плыть через Суэцкий канал. Успех этого плавания важен с точки зрения и мировой экономики, и геополитики.
По Северному морскому пути танкеры, способные перевозить до 100 тыс. тонн углеводородов, ранее никогда не проходили. Эксперимент показывает возможность принципиально нового пути доставки энергоресурсов и других грузов в китайские, японские и южнокорейские порты. Коммерческая эффективность такого маршрута значительно выше, чем традиционный путь из южных портов Европы через Суэцкий канал.
Вслед за «Балтикой» устремилось на восток датское транспортное судно «Нордик Баренц» с 40 тысячами тонн норвежского железорудного концентрата из Киркенеса, предназначенных также для Китая. Несмотря на расходы, связанные с оплатой услуг двух российских атомных ледоколов, для норвежской горнодобывающей компании этот арктический маршрут выгоден. В следующем году по Севморпути пройдут уже от шести до восьми судов с норвежской рудой. Известно также, что российский «Атомфлот» получил 15 заявок на проводку различных судов по Северному морскому пути в 2011 году.
Наша справка.В 2010 году таяние льдов в Арктике шло самыми быстрыми темпами за весь 30-летний период наблюдения со спутников. Такую оценку обнародовал в июне американский Национальный центр по изучению снежного покрова и анализу ледовой обстановки. Особенно активно процесс таяния льдов шел в Гудзоновом заливе, где в обычные годы значительные массивы льда сохраняются вплоть до июля. В нынешнем июне лед в заливе практически полностью исчез. Тревожным признаком, по мнению экспертов США, является и то, что в мае растаяла так называемая ледяная арка пролива Нарес между островом Элсмир и Гренландией. Многие столетия она препятствовала дрейфу на юг льдов из центральной Арктики. За период наблюдений «ледяная арка» исчезала лишь в 2007 году, когда площадь ледового покрова в Арктике временно сократилась в три раза.
ПОЯВЛЕНИЕ нового морского пути в потеплевших водах Северного Ледовитого океана не осталось не замеченным иностранными СМИ. Некоторые обозреватели уверены, что лето 2010 года, когда был совершен эпохальный прорыв в арктической судоходной навигации, войдет в учебники истории. Отмечается, что для добывающих железную руду скандинавских компаний этот путь через несколько десятилетий может стать основным маршрутом – ведь согласно многим прогнозам в районе 2050 года вследствие глобального потепления Северный Ледовитый океан будет круглый год свободным ото льда.
«Северо-Восточный проход, – пишет итальянская газета «Ла Стапма», – превратится в автостраду, которую Москва надеется эксплуатировать с выгодой для себя, не забывая об использовании энергетических ресурсов, которыми богат арктический регион. Это старая идея: уже в 1932 году Кремль создал Главное управление Северного морского пути».
Разумеется, о беспрепятственном плавании пока говорить не приходится. Для транспортировки грузов требуются суда с укрепленным днищем, стоимость которых на 50 процентов выше обычных. Да и круглый год их использование на севере проблематично из-за сложной ледовой обстановки в зимние месяцы. В ближайшие годы Северный морской путь будет использоваться для таких грузов, как железная руда, углеводороды, но не для перевозки контейнеров с потребительскими товарами, требующими точного графика доставки.
Предстоит также создать необходимую инфраструктуру на побережье, чтобы обслуживать возрастающий поток морских перевозок. Это касается не только Северного морского пути, но и Северо-западного пути вдоль северных берегов Канады и Аляски. Как сообщала немецкая газета «Тагесцайтунг», для Северо-западного пути, который представляет собой сеть морских путей, петляющих вокруг 36 тысяч (!) островов канадского арктического архипелага, еще предстоит создать подробные морские карты. Только в августе – сентябре три судна на этом пути сели на мель.
КАНАДА в последние годы резко активизировалась в арктических районах, демонстрируя намерение взять Северо-Западный проход под свой контроль. Газета американских деловых кругов «Уолл-стрит джорнэл» отмечает, что Канада активно участвует «в крупной геополитической игре» – стремится закрепить свои позиции в качестве арктической державы.
«Нынешнее лето, – пишет газета, – выдалось необычайно жарким на всем земном шаре, и Канада наращивает свое присутствие в тающей и все более и более доступной Арктике. Правительство страны, подстегиваемое перспективой получить доступ к богатым ресурсам и желанием установить контроль над северными водными путями, в течение нескольких последних месяцев делало Арктику главной темой официальных визитов, военных учений, а также надводных и подводных миссий».
Премьер-министр Канады Стивен Харпер совершил недавно очередную поездку по крайнему северу страны, в ее ходе он объявил о модернизации аэропорта и научно-исследовательской станции. «Мы живем в те дни, когда другие государства возобновили интерес к канадской Арктике, – утверждал Харпер. – И пока иностранные самолеты рассекают наши небеса, суда курсируют в северных водах, а на нас пристально глядят глаза всего мира, нам необходимо сохранять бдительность».
Одна из основных проблем Канады – создание системы контроля над Северо-Западным проходом. И здесь основная трудность – установление взаимопонимания с США, власти и бизнес-круги которых рассматривают проход как международный пролив, что дает им право на его свободное использование в качестве судоходного пути. Но канадское правительство называет Северо-Западный проход своими внутренними водами, а посему все иностранные суда и подводные лодки, с его точки зрения, обязаны запрашивать разрешение на транзит через него и соблюдать канадские законы.
Северо-Западный проход пока используется эпизодически, и в течение ближайшего десятилетия эта ситуация вряд ли кардинально изменится – скопления льда в проходе по-прежнему будут препятствовать организации регулярных трансокеанских грузоперевозок. Поэтому конфликт между Канадой и США проявляется в основном в сфере СМИ и дипломатии.
Между Оттавой и Вашингтоном сейчас идут переговоры относительно принадлежности территорий площадью более 16 тысяч квадратных километров в море Бофорта, расположенных к северу от Аляски и канадского Юкона. Канадцы хотели бы, чтобы разграничительная линия пролегала за границей между Аляской и Канадой точно север «до заледеневшего моря», как это было изначально определено в англо-русской конвенции 1825 года (тогда, напомним, Аляска принадлежала Российской империи). США же считают, что разграничительная линия должна отклониться на северо-восток, чтобы быть равноудаленной от побережий обеих стран.
АРКТИКА – это не только новые морские пути, но и новые месторождения углеводородного сырья – нефти и природного газа. По данным Геологической службы США, в Арктике скрыты до 22 процентов всех мировых полезных ископаемых, включая 30 процентов природного газа и 13 процентов нефти. «Черное золото» – в основном со стороны Аляски и датской Гренландии, «голубое топливо» – ближе к арктическому сектору России. Геологи утверждают, что в арктическом регионе сосредоточены извлекаемые запасы в 90 млрд. баррелей нефти (более 12 млрд. тонн) и 50 млрд. кубометров газа. Не случайно в СМИ появились заявления о том, что «та страна, которая получит контроль над Арктикой, может стать новой Саудовской Аравией».
В настоящее время страны, омываемые водами Северного Ледовитого океана, срочно уточняют карты арктического морского дна и проводят дорогостоящие геологические исследования. Цель – доказать, как далеко за пределы береговых линий простирается принадлежащая им континентальная земная кора. Данные будут представлены в соответствующую комиссию Организации Объединенных Наций, которая уполномочена решить, может ли то или иное арктическое государство заявлять права на природные ресурсы, скрытые под континентальным шельфом.
Наша справка.Россия, Дания, Норвегия, Канада и США в последние годы пытаются договориться о разграничении арктической территории. Конвенция ООН по морскому праву определяет экономическую зону прибрежного государства в 200 морских миль. Согласно этому документу государства, подписавшие конвенцию, могут подготовить и внести в комиссию ООН заявку с обоснованием прав на расширение своей арктической зоны. Россия ныне стремится доказать, что хребет Ломоносова и плато Менделеева имеют континентальное происхождение и относятся к Восточной Сибири. На хребет Ломоносова претендует и Канада.
Есть немало свидетельств обоснованности расчетов на природные богатства Арктики. Так, одна из британских нефтедобывающих компаний осуществила пробное бурение в море Бофорта у берегов Гренландии в 400 километрах к северу от Полярного круга и получила доказательства наличия нефти и газа. Подобного рода информация стимулирует и без того острое соперничество в полярных районах. Американские компании «Экссон-Мобил» и «Шеврон», англо-голландская «Шелл», норвежский нефтегазовый гигант «Статойл» намерены в ближайшее получить лицензии на бурение в районе Гренландии.
Этот арктический остров, на котором проживает менее 60 тысяч человек, имеет все основания стать «новой Саудовской Аравией». Пока гренландцев, являющихся гражданами Дании, может кормить только рыболовство. Поэтому 55 процентов островного бюджета – ежегодные дотации из датского госбюджета (около 600 млн. долларов). Открытие нефтегазовых месторождений порождает у островитян надежды на сказочное обогащение, а они подогревают сепаратистские настроения. На острове ведутся разговоры об отделении от датского королевства, но пока гренландцы добились лишь автономии.
Представляется, что за разговорами об отделении могут скрываться интересы крупных западных нефтегазовых корпораций, которым легче договориться с правительством «карликового государства», чем со страной – членом НАТО, пусть и небольшим…
Участвовать в юридической регламентации деятельности в Арктике хотели бы и страны, берега которых не омываются водами Северного Ледовитого океана. Принимая во внимание рост спроса мировой экономики на сырьевые ресурсы, особенно углеводороды, их интерес к этому региону вполне объясним. Раздражение Канады, отмечала недавно французская газета «Монд», растет по мере того, как государства, не имеющие выходов к Ледовитому океану, «стремятся распоряжаться в Арктике: они не являются ни членами Арктического совета, ни Европейского союза и выступают за юридическую регламентацию по примеру договора по Антарктиде».
Как пишет «Монд», ряд стран вовсе не хотят, чтобы «клуб пяти» поделил на огромные куски арктический пазл (складная картинка, от англ. puzzle – мозаика, которую требуется составить из множества фрагментов рисунка различной формы. – Ред.) с двумя его легендарными проходами – Северо-Восточным со стороны России и Северо-Западным со стороны Канады – «с берегами, островами, вокруг которых эти государства расширили свою юрисдикцию до 200 морских миль и рассчитывают разграничить континентальное плато».
СЕГОДНЯ экономический интерес к Арктике действительно проявляют все ведущие государства планеты. Китай – великая держава Азии, судя по имеющейся информации, также намерен расширять арктические исследования и организовывать экспедиции в этот район. Неразведанные нефтегазовые ресурсы Арктики – ресурсы глобальные, а не региональные. Такое заявление сделал весной этого года руководитель полярных исследований Китая Ку Танчжоу (директор Управления Арктики и Антарктики) в интервью изданию «Чайна дейли». По его словам, Китаю «необходимо наращивать научные исследования и экспедиции, чтобы больше узнать о Северном Ледовитом океане и глобальных изменениях климата. В этом отношении Китай отстает от некоторых стран». Ку Танчжоу подчеркнул, что Китай, как и другие страны, участвующие в Конвенции ООН по морскому праву, имеют право участвовать в арктических исследованиях.
Еще в 2004 году на Шпицбергене была построена первая арктическая научно-исследовательская станция Китая, получившая название «Желтая река». Китай планирует построить для полярных исследований новый ледокол. На сегодня у него только один корабль, пригодный для полярных экспедиций, – «Снежный дракон», купленный у Украины. Это ледокольное судно уже совершило 3 экспедиции в Арктику и 24 – в Антарктику.
В этих условиях нашей стране, очевидно, важно укреплять свои позиции в арктических районах. По данным Минприроды России, суммарные ресурсы углеводородов континентального шельфа РФ могут составлять до 90 млрд. тонн условного топлива, из которых на долю газа приходится 82 процента. Около 70 процентов запасов углеводородов сосредоточено в недрах Баренцева, Карского и Печорского морей (первые два богаты прежде всего природным газом и его конденсатом, а Печорское – нефтью).
Наша справка.Россия и Норвегия сумели преодолеть разногласия по освоению ресурсов Арктики. Точку в спорах поставил подписанный на прошлой неделе по итогам переговоров премьера Йенса Столтенберга и президента Дмитрия Медведева в Мурманске договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, который стал результатом сорокалетних переговоров. Он открывает перспективы углубления двустороннего сотрудничества в области ТЭК и рыболовства.
НЕ ИСКЛЮЧЕНО, что освоение Арктики потребует консолидации усилий крупнейших российских нефте- и газодобывающих компаний. Глава компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов еще в прошлом году предлагал сформировать альянс из основных энергетических компаний России для того, чтобы исследовать месторождения газа и нефти в Арктике. По его мнению, разведка и разработка арктических месторождений необходимы России для поддержки ее уровня энергетического производства, поскольку огромные пространства, на которых сейчас добываются нефть и газ, уже истощены.
Российская газодобывающая компания «НОВАТЭК», занимающая 10 процентов газового рынка России, планирует реализовать в этом регионе проект «Ямал СПГ» (запуск намечен на 2015-2016 годы). На базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения с доказанными запасами в 1,3 трлн. кубометров она собирается строить завод по производству 15 млн. тонн сжиженного природного газа (СПГ). Основными потребителями должны стать страны Юго-Восточной Азии. «Обкатка» северного морского маршрута весьма кстати для реализации этого проекта. Ямальский СПГ, по оценкам аналитиков, сможет составить конкуренцию по цене топливу из Катара на китайском рынке.
Надо подчеркнуть, что реализация планов экономического использования Арктики во многом будет зависеть от ситуации с климатом на планете. Прогнозируемое потепление, с одной стороны, облегчит жизнедеятельность человека в полярных районах. Но, с другой стороны, породит массу новых проблем. Тающая вечная мерзлота является источником повышенного выброса в атмосферу метана – газа, который по своей «парниковости» почти двадцатикратно превосходит двуокись углерода. Потепление может высвободить только из сибирских водоемов не менее 55 млрд. тонн метана, а также ускорит высвобождение метана из твердых газогидратов, залегающих неглубоко под дном сибирских морей.
Степень влияния этих процессов на климат и будущее нашей цивилизации науке еще неясна. Да и само глобальное потепление должно еще стать устойчивым процессом. Недавно климатологи из Института метеорологии и водного хозяйства Польши заявили, что зима 2010-2011 годов может стать одной из самых суровых в Европе за последнее тысячелетие. Возможное охлаждение Европы связано с тем, что скорость движения вод Гольфстрима, по их данным, снизилась в два раза.
- Пиратское рок-радио
- Арктика: от “холодной войны” к полюбовному разделу