Заказать написание учебной работы у преподавателя по Судовождению
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

Температура замерзания морской воды зависит от солености и выражается примерной зависимостью

где  S —соленость,   %0.

Соленость льда меньше солености воды, из которой он обра­зовался. Со временем количество солей во льду уменьшается, и старые морские льды дают почти пресную воду. Переход в лед только части солей из раствора увеличивает соленость соседних слоев воды, понижает температуру их замерзания, что и является основной причиной замедления льдообразования на морях. Вторая причина замедления льдообразования — волнение, которое переме­шивает воду, не давая поверхностным слоям сильно охлаждаться и чисто механически препятствует образованию ледяного покрова.

Классификация льдов по возрасту. Льды начальных стадийобразования:

— ледяные   иглы — мелкие   мало   заметные   кристаллы   льда-

— ледяное сало — скопление ледяных игл, плавающих на по­верхности моря;

— снежура — вязкая кашеобразная масса, образующаяся при обильном снегопаде на охлажденную воду;

  • шуга — бесформенные куски белесоватого цвета, образую­щиеся чаще всего из сала, сбитого волнением (толщина шуги доходит до 5 cm).

Молодые     (н и л а с о в ы е)     льды:

—— блинчатый лед, образующийся из сала при сравнительно небольшом волнении; размер отдельных «блинов» может доходить до 3—4 м в диаметре при толщине 5—6 см;

— нилас — тонкая ледяная корка, образующаяся на спокойной поверхности воды, толщиной до 10 см; разламывается ветром;

— молодик — молодой лед толщиной от 10 до 30 см светло­серого цвета;

— белый  лед — лед  толщиной  от  30 до  70  см. Вторичные    стадии    образования    льда:

— ледяные поля (обширные — в поперечнике свыше 10 км, большие — от 2 до 10 км, малые — от 0,5 до 2 км, обломки — 100—500 м) — образуются нарастанием больших площадей льда, либо смерзанием различных видов плавучего льда, либо от раз­рушения берегового припая и выноса больших его частей в море;

— крупнобитый лед — льдины размером 200—100 м в попереч­нике;

— мелкобитый лед — льдины размером от 2 до 20 ж в по­перечнике;

— ледяная каша — смесь измельченного льда с шугой и сне­жу рой;

—  иссяк — отдельное     высокое     глубокосидящее      образование льда   (торосистое)   незначительных   горизонтальных   размеров. Неподвижные    формы     льда:

— ледяной заберег — тонкий неподвижный лед, распростра­няющийся от берега на расстояние нескольких десятков метров;

— припай — сплошной ледяной покров, связанный с берегом; может иметь ширину до нескольких сотен километров;

—  стамуха — торосистое ледяное образование, сидящее на мели.

Кроме льда, образующегося из морской воды, в море встре­чаются: речной лед — совершенно пресный, обычно коричне­ватого цвета, встречающийся чаще всего вблизи устьев рек (вы­носится течением в море), и материковый лед — обра­зуется путем уплотнения и смерзания многолетних отложений снега на материках и островах, откуда он сползает в море в виде ледников. Разновидности материкового льда: айсберги {ледя­ные горы) — крупные обломки льда, встречающиеся в море и обычно возвышающиеся над водой более чем на 5 м; в южном полушарии наблюдались айсберги высотой более 500 м; под водой у айсберга находится часть, превышающая надводную в 3—7 раз; ледяные острова — крупные ледовые образования разме­ром до 700 км2 и высотой над уровнем моря до 12 м, форми­руются они в основном в районе Канадского арктического архи­пелага.

Сплоченность льда — соотношение площади льдин и промежутков воды между ними в данном районе. Сплоченность оценивается баллами по шкале, приведенной в табл. 31.2.

Проходимость льда — возможность самостоятельного плавания во льдах кораблей различных типов; определяется спло­ченностью, толщиной и характером льда, состоянием его поверх­ности, временем суток, гидрометеорологическими условиями, а также опытом личного состава в плавании во льдах. Главным препятствием плаванию во льдах являются торосы — нагромо­ждения льдин, образовавшиеся в результате сжатий.

Неподвижный лед лучше проходим, чем такой же толщины плавучий. В нем пробивать фарватер легче всего в часы образо­вания приливо-отливных разводий. Ветер может облегчать или затруднять условия ледового плавания. Под действием ветра

 

наряду с торосами нередко образуются полыньи и разводья (при ветре с берега разводья образуются за счет отжимания льда в море).

Подъем воды (приливы, нагоны) способствует разрежению льдов и сохранению ледовых фарватеров; спад воды, наоборот, вызывает сильные подвижки, увеличивает сплоченность льда и быстро зажимает фарватеры.

Ледовый час — средний промежуток времени между мо­ментом верхней кульминации Луны и ближайшим последующим сжатием льда в данной точке моря.

Признаки начала сжатия льда: канал за. кормой корабля быстро суживается, корабль теряет инерцию, появляется харак­терный треск, скрип и шум льда.

Наблюдение над льдами включает определение форм льда, состояния поверхности ледового покрова (торосистость), сплоченности, толщины, положения кромки льда и условий ледо­вого плавания. Для определения этих данных пользуются спе­циальными атласами льдов и таблицами, аналогичными табл. 34.2, 3-1.3, 34.4.

Толщина льда на ходу корабля определяется по льдинам, ко­торые становятся на ребро у борта, на стоянке — непосредствен­ным измерением ледомерной рейкой в специально пробиваемой ледовой лунке. Прирост толщины льда зависит от среднесуточной температуры воздуха и начальной толщины льда.

Представление о наличии льдов на значительном удалении от корабля можно получить с помощью радиолокационных станций. Отдельные льдины при приближении к кромке льдов хорошо фиксируются также гидроакустикой. Не рекомендуется приближе­ние к айсбергам, встреча с которыми возможна в умеренных и даже субтропических широтах.

Результаты наблюдений фиксируют на схемах или картах крупного масштаба, указывая дату, час и координаты наблю­дений.

Ледовая разведка и прогноз производятся в основном авиа­цией флота и передаются на корабли с прогнозами погоды.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий