Rate this post

В 1800 г. на подводной лодке появляется гребной винт и горизонтальные рули. Сделал это изобретатель из США Роберт Фултон (1765 – 1815 гг.) во Франции. Юный Роберт Фултон – уроженец США, сын бедного ирландского эмигранта, увлекавшийся живописью, отправился в Англию, где вскоре занялся судостроением, которому посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Для успеха в столь сложном деле ему были необходимы серьезные инженерные знания, для приобретения которых Фултон направился во Францию. Молодой судостроитель сделал несколько интересных предложений в области подводного оружия. Со свойственным молодости максимализмом он писал: “Военные корабли, по-моему мнению, являются остатками отживших воинских привычек, политической болезнью, против которой до сих пор еще не найдено средств; мое твердое убеждение, что эти привычки надо искоренить и самым действенным к тому средством являются подводные вооруженные минами лодки”. Ум Фултона был не только пытлив, но и практичен. Роберт Фултон не только первым построил пароход, но и был заявителем на многочисленные патенты и изобретения, а также исследователем проблем подводного плавания. У него был в 1797 – 1798 гг. контакт с Бушнеллом и это отчетливо видно в конструкциях Фултона. В 1798 г. Фултон представил Директории в Париже план для постройки ПЛ. Предложение было отвергнуто, но настойчивый изобретатель добился аудиенции у первого консула Франции Наполеона Бонопарта и заинтересовал его идеей подводного корабля.

В 1800 г. он построил небольшую ПЛ. Корпус лодки, названной “Наутиль” или “Бате пойссон”, был сделан из дерева и имел форму эллипсоида. Лодка имела длину 6,5 м, ширину 1,9 м и приводилась в движение людьми вручную, при помощи механической передачи, вращающей вал с закрепленным на нем винтом Архимеда, который впоследствии был заменен 4-лопасным гребным винтом. На ней предусматривалась балластная цистерна из железа. Экипаж состоял из трех человек. Управление ПЛ производилось при помощи вертикального руля. Для изменения глубины хода под водой пользовались кормовыми горизонтальными рулями.

“Наутиль” был спущен на воду Сены вблизи Руана в 1800 г. и сразу же подвергся ряду испытаний общей продолжительностью 3 часа. На нем Фултон с двумя помощниками произвел погружение на глубину 7,5 м. Впоследствии ПЛ прошла вниз по Сене до Гавра, где испытания были продолжены. Скорость хода лодки не превышала 2 узла.

На своей второй ПЛ, построенной в 1801 г. в Париже, Фултон вводит еще одно важное изобретение в подводном плавании. На его ПЛ “Наутиль-2” были впервые применены раздельные движители для подводного и надводного хода, лопастной гребной винт с ручным приводом и зонтичный (раскладывающийся) парус на убирающейся в специальное углубление на палубе мачте.

Это нововведение весьма значительно увеличило боевые возможности ПЛ. “Наутиль-2” имел корпус сигарообразной формы длиной 6,5 м и шириной 2,2 м, выполненной из медных листов на железных шпангоутах. В носу возвышалась рубка с иллюминаторами. “Наутилус” стал первой в истории ПЛ имевшей раздельные движители надводного и подводного хода. В качестве движителя подводного хода использовался четырехлопастной винт, вращаемый вручную. Развивалась скорость около 1,5 узлов (около 2,6 км в час). В надводном положении лодка двигалась под парусом со скорость 3 – 4 узла (5,5 – 7 км в час). Мачта для паруса была укреплена на шарнире. После подъема мачты развертывался парус и корабль становился похож на моллюска наутилуса. Отсюда и его название, которое дал своей ПЛ Роберт Фултон, Перед погружением мачту быстро снимали и укладывали в специальный желоб на корпусе. ПЛ имела металлический отделяемый киль – балласт, вертикальный и горизонтальный рули, балластные цистерны с ручными насосами. С помощью горизонтального руля ПЛ должна была удерживаться на заданной глубине. Погружение и всплытие делалось с помощью балластных цистерн. Для своего времени лодка имела приличную глубину погружения – около 30 м. “Наутилус” был вооружен миной (два медных бочонка с порохом), соединенных гибкой перемычкой, с часовым механизмом. Мина буксировалась на тросе, подводилась под днище корабля и взрывалась с помощью электрического тока. Экипаж ПЛ – 3 человека.

Докладывая Директории, по заказу которой и была построена ПЛ, Фултон писал: “3-го термидора я начал испытания, погрузив лодку на глубину 1,5 м, затем 4,5 м и так до 7,5 м. Далее этого я не пошел, т.к. машина не могла выдержать большого давления находящейся над ней воды. Емкость моей лодки 6 куб. м, она содержит кислород в количестве, которого хватит в течение трех часов на 4 человека, и 2 небольшие свечки”.

Позднее он поместил на лодке медный шар, содержащий аварийный сжатый воздух. Однажды лодка пробыла под водой 6 часов.
В июне 1801 г. Фултон смог провести испытания ПЛ на реке Сене. Потом ПЛ перевезли в порт Брест.
Боеспособность ПЛ была проверена на Брестском рейде, куда вывели и поставили на якорь старый шлюп. “Наутиль-2” пришел на рейд под парусом. Убрав мачту, ПЛ погрузилась в 200 м от шлюпа, а через несколько минут прогремел взрыв и на месте шлюпа взметнулся столб воды и обломков. Это было первое успешное боевое действие ПЛ. Наилучшим пробегом “Наутиль-2” был тот, когда он прошел 500 м за 7 минут и вернулся в точку отправления.

Р.Фултон писал: “Я рассматриваю военные корабли, как пережиток устаревших воинских привычек, как политическую болезнь, против которой до сих пор еще не найдено средств, поэтому я высказываю твердое убеждение, что ПЛ, вооруженная минами, может служить самым действенным средством излечения от этого зла”.
Правда, выявились и недостатки, наиболее существенными из которых являлась малая эффективность горизонтального руля из-за небольшой скорости в подводном положении, в связи с чем лодка плохо удерживалась на заданной глубине. Для устранения этого недостатка Фултон применил винт на вертикальной оси.

Изобретатель отказался от боевого применения ПЛ “Наутиль-2” из-за того, что французский морской министр не удовлетворил его требования присвоить членам экипажа ПЛ воинские звания, без чего англичане в случае захвата в плен повесили бы их как пиратов. Министр сформулировал причину отказа в стиле, характерном для профессионального консерватизма адмиралов-парусников: “Нельзя считать находившимися на военной службе людей, пользующихся таким варварским средством для уничтожения неприятеля”.
В подобной формулировке трудно провести границу между рыцарством и непониманием достоинств нового оружия.
Фултон направился в Англию, где был радушно встречен премьер-министром У.Питтом. Удачные опыты со взрывами судов не только воодушевили, сколько привели в замешательство Британское адмиралтейство. Ведь “владычица морей” в те времена располагала самым мощным в мире флотом, т.к. в своей морской политике руководствовалась принципом двойного превосходства своего флота над флотом следующей по мощи морской державы. Роберт Фултон рассказывал, что после очередной демонстрации боевых возможностей ПЛ, когда был взорван бриг “Доротея”, один из авторитетных адмиралов британского флота лорд Джервис сказал: “Питт величайший глупец в мире, поощряя способ ведения войны, который ничего не дает народу, имеющему и без того главенство на море, и который в случае успеха может лишиться этого главенства”.

Но У.Питт не был простаком. По его инициативе Адмиралтейство предложило Р.Фултону пожизненную пенсию с условием… забыть про свое изобретение. Фултон с возмущением отверг предложение и вернулся на родину в США, где построил первый пригодный для практической эксплуатации колесный пароход “Клермонт”, обессмертивший его имя. Уильям Питт сказал о проекте ПЛ Фултона: “Если этот способ битвы будет когда-либо принят, то флоты этим самым будут уничтожены”. Таким образом, он довольно быстро понял реальную угрозу со стороны ПЛ.

Положив в основу своей морской политики “two-power standard” – то есть двойное превосходство своего флота над флотом следующей по силе морской державы, – Англия считала себя в полной безопасности вплоть до начала ХХ века.
Она видела, что само существование ее могущественного линейного флота бросает вызов изобретательности других наций и подогревает их стремление создать отличное от артиллерии оружие, которое разом аннулировало бы боевую ценность британских линейных эскадр. И многолетний боевой опыт видимым образом подтвердил это. Линейные корабли долгое время были мастерами на все руки: они могли участвовать в эскадренных сражениях, бомбардировать береговые укрепления и высаживать десанты, блокировать вражеские порты и наносить урон морской торговле противника. И неудивительно, что увлекшись практическим использованием этих свойств линейного корабля, далеко не все моряки отдавали себе отчет в истинной причине такой поразительной универсальности. А причина состояла в том, что, пока единственным средством поражения оставалась артиллерия, линейные корабли могли быть уничтожены только себе подобными – и, следовательно, вопрос о господстве на море решался одним лишь количеством линейных кораблей. Англия пренебрежительно отмахивалась от мысли, что попытки создать ПЛ могут увенчаться успехом, что неказистые, похожие на бочонки подводные аппараты могут когда-нибудь составить серьезную угрозу могучим линейным кораблям. Быть может, именно поэтому среди создателей первых ПЛ так мало англичан, и так много представителей государств, соперничающих с Англией – американцев, французов, русских…
Спустя 70 лет Жюль Верн придумал для своего капитана Немо название подводной лодки – “Наутилус”.

Достаточно важным было предложение братьев Кессен из Франции об удалении забортной воды из балластных цистерн с помощью сжатого воздуха. Свое предложение они реализовали на своем судне “Наутиль” длиной свыше 9 м, построенном в 1809 г. Его цилиндрический корпус с коническими оконечностями был выполнен из дерева. Движение судна под водой осуществлялось с помощью весел (скорость не превышала 1 узел), а в надводном положении – с помощью паруса. В принципе эту лодку нельзя считать истинным подводным судном, т.к. при погружении оно выпускало 2 поплавка со шлангами, по которым в корпус поступал свежий воздух с поверхности.

Идея вооружения ПЛ ракетным орудием была очень стара. Впервые ее высказал в 1823 г. француз Монжери в проекте своей ПЛ “Инвинсибль”. Он также первым предложил использовать в качестве главного двигателя взрывами действующую машину (так тогда назывался двигатель внутреннего сгорания), работающую на порохе.
Это был проект подводного гиганта из железа. Его длина составляла 34,2 м, ширина – 8,5 м и высота борта – 4,9 м.

На его борту размещалась команда из 90 человек. “Инвинсибль” был вооружен 100 ракетами, 8 карронадами на верхней палубе за бронированным бруствером, 4 подводными “колумбиадами”, лафетным стволом с зажигательной смесью и 100 небольшими минами.
В дополнение к веслам и гребным колесам приводимым мотором, предусматривались 2 убирающиеся мачты с парусами.

В 1831 г. петербургский чиновник А.Подолецкий предложил Морскому ведомству проект двухкорпусной ПЛ, тоже не реализованный.

Видное место в развитии подводного плавания занимают работы инженер-генерала А.К.Шильдера, впервые в истории создавшего железную подводную лодку. В отличие от своих предшественников он не только имел специальное инженерное и военное образование, но и ознакомился с более ранними конструкциями ПЛ, а возможно и с проектом К.Г.Чарновского.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий