Контейнеровозы предназначены для перевозки различных грузов, предварительно уложенных в специальные крупнотоннажные контейнеры массой до 30 т. Из несколь¬ких типов стандартных контейнеров наибольшее применение нашли контейнеры длиной 20 и 40 фут (6,055 и 12,19 м). Перевозка грузов в контейнерах значительно сократила время грузовых операций и позволила создать единую транспортную систему, так как контейнеры можно также перевозить железнодорожным и автомобильным транспортом.
Контейнеровозы — однопалубные суда с избыточным надводным бортом и кормовым расположением машинного отделения. Средней надстройки не имеют. Грузовые трюмы разделены специальными направляющими на ячейки, в которые загружают контейнеры. Часть контейнеров размещают на верхней палубе, где они фиксируются с помощью палубных креплений.
Грузового устройства контейнеровозы, как правило, обычно не имеют: погрузку и выгрузку контейнеров производят у специально оборудо¬ванных причалов — контейнерных терминалов.
Ролкеры —суда с горизонтальным способом погрузки. Служат для перевозки груженых авто¬прицепов (трейлеров) и колесной техники, а также контейнеров и пакетов.
Эти суда имеют один большой трюм и несколько палуб, а также вместительные балластные танки. Погрузку и разгрузку производят с помощью автопогрузчиков и платформ с тягачами, которые въезжают на судно через кормовые или носовые ворота — лацпорты по специальным мосткам — аппарелям. С одной палубы на другую груз перемещают по внутренним аппарелям — пандусам или с помощью специальных лифтовых подъемников
Лихтеровозы — суда, где в качестве контейнеров используют несамоходные баржи — лихтеры. Такие плавучие контейнеры в порту отправления грузят на борт лихтеровоза с воды и в порту назначения выгружают снова на воду. В зависимости от способа погрузки лихтеров различают лихтеровозы пяти типов. В советском флоте нашли применение лихтеровозы типа ЛЭШ, на которые погрузку лихтеров массой до 500 производят козловым краном из кормового выреза с передвижкой до с ответствующей ячейки в трюме (например, лихтеровоз «Алексей Koct гин»). На лихтеровозе «Юлиус Ф чик» типа Си-Би кормовой лис используют для подъема с вох лихтера массой до 1000 т с дальне шим перемещением его по палу на особых тележках. Некоторые типы лихтеровозов требуют притопления судна для приема лихтеров (типы Бако, Бакат, ФЛЭШ).
- Древний Китай. Конструкции джонок
- Суда докового типа, Универсальные суда, Нефтерудовозы, Наливные суда, Газовозы, Морские паромы