Для оповещения судов об опасностях, ожидаемых штормах, высоте воды, запрещении входа или выхода из портов и в других случаях применяют специальные сигналы. Некоторые из них являются международными, другие вводятся собственным законодательством прибрежных государств. Сведения о сигналах приводятся в Международном своде сигналов, в лоциях, а также в выпуске № 1 Извещений мореплавателям ГУНиО МО. Так, в выпуске № 1 ИМ ГУНиО МО ежегодно публикуются:
Правила о сигналах бедствия и оповещениях об опасностях для мореплавания;
сигналы для обозначения присутствия подводных лодок и сигналы для обозначения аварийного состояния подводных лодок;
Правила сигнализации с плавучих маяков, не находящихся на своих постах;
Правила сигналопроизводства об ожидаемых штормах и сильных ветрах на морях, озерах и водохранилищах;
Правила сигнализации в морских торговых портах о приливе и отливе, о высоте воды и о движении судов при входе в порты или на фарватеры.
Рассмотрим два последних вида сигналов, имеющих большое значение для малотоннажных судов, осуществляющих плавание в портовых и прибрежных водах.
Штормовые сигналы поднимаются на специальных мачтах в портах и на маяках для предупреждения судов морского, речного и рыбопромыслового флота об ожидаемых штормах и сильных ветрах по штормовым предупреждениям, полученным от органов Гидрометслужбы. Всего установлено 16 номеров сигналов