Ввод и вывод судна из дока является одной из ответственных операций.
Перед вводом судна в док должны быть произведены следующие подготовительные работы:
- В случае докования в зимнее время судно должно быть освобождено ото льда, приставшего к корпусу.
- Груз должен быть выгружен, трюма очищены, вымыты, просушены и провентилированы.
- Жидкое топливо и смазочные масла должны быть выгружены. Отсеки, в которых намечены работы с применением огня, должны быть тщательно вычищены и дегазированы. Составляется акт об отсутствии в отсеках воспламеняющих газов.
- При работах, связанных с применением огня в отсеках, смежных с топливными отсеками, должно быть обеспечено усиленное наблюдение за этими участками. Легковоспламеняющиеся материалы: бензин, керосин и пр. – оставлять на судне категорически воспрещается.
- Вся пресная и балластная вода должна быть откачена, кроме ограниченного количества воды для приготовления пищи.
- Должны быть закреплены на судне якоря, шлюпки, шлюпбалки, стрелы, краны, все посторонние предметы сняты с судна, парадный трап завален, перемещающиеся и перекатывающиеся грузы должны быть удалены или надёжно закреплены. Иллюминаторы в корпусе задраены.
- Если судну разрешается иметь котлы под паром, снабжение котлов водой и топливом согласовывается с администрацией завода и дока.
- Крен судна не допускается и должен быть устранён до ноля градусов. В исключительных случаях (аварийных) при согласовании с докмейстером крен может быть допущен, но не более 1 град. Дифферент судна должен быть минимальный и согласоваться с доковой администрацией.
- Использование санитарной и фаново-сточной систем, имеющих прямой вывод за борт, запрещается.
- Подготавливается швартовное устройство (очищают кнехты, разносятся швартовые концы, кранцы и прочее). Проверяется наличие и исправность противопожарного устройства.
- Капитан судна несёт ответственность за соблюдение «Правил внутреннего распорядка для личного состава судов при стоянках в доках на слипах и эллингах».
- Перед выходом судна из дока проверяется исправность рулей, винтов и линии валов, состояние нагрузки судна и закрытие забортных отверстий, включая иллюминаторы в корпусе судна.
- С подачей швартовов на док вводом судна распоряжается докмейстер, на ответственности которого лежит установка судна. С отдачей швартовов при выводе судна из дока ответственность за дальнейшее несёт капитан судна.