Оценить

 

Судно, терпящее серьезное бедствие (гибель), обычно неспособно к маневрированию, не может управляться, дрейфует вдоль волн, во время шторма испытывает бортовую качку при постоянном крене на подветренный борт. В случае, когда на нем уже не остается спасательных средств или оно не может их использовать, действенность оказания помощи зависит от спасателя.

Шлюпку, посылаемую со спасателя для спасения людей с терпящего бедствие судна, следует снабдить бросательными концами, спасательными поясами и кругами, парусиновыми ведрами, мешками с маслом для выпуска его в воду и медикаментами для оказания первой помощи.

При спасательных работах на сильном волнении рекомендуется применять выпуск масла, как с аварийного судна, так и с судна, производящего спасательные работы. Выпуск масла значительно облегчает производство маневров, при этом следует помнить, что суда всегда дрейфуют быстрее, чем распространяется поверхностный слой выпускаемого масла.

  1. Спуск и подъем шлюпки спасателем с наветренной стороны аварийного судна.

Судно, оказывающее помощь, подходит к аварийному судну с его наветренной стороны, спускает со своей подветренной стороны шлюпку и держится на возможно короткой дистанции от аварийного судна, маневрируя таким образом, чтобы, не создавая опасности для себя, уменьшить путь для возвращения шлюпки, посланной к аварийному судну.

  1. Спуск и подъем шлюпки спасателя с подветренной стороны аварийного судна.

Спасатель выпускает за борт масло и спускает шлюпку с подветренной стороны аварийного судна. Шлюпка, находясь в слое масла, выпущенного спасателем, фактически удерживается на месте, дожидаясь аварийного судна, которое дрейфует по направлению к шлюпке. Таким образом, шлюпка работает по снятию людей, находясь под защитой (от ветра и зыби)’ аварийного судна.

  1. Спуск шлюпки спасателя с наветренной стороны аварийного судна и подъем ее с подветренной стороны спасателя.

Этот способ рекомендуется применять в тех случаях, когда всех людей с аварийного судна можно снять за один рейс шлюпки.

Если выпуск масла с терпящего бедствие судна невозможен, спасатель выпускает масло с подветренной стороны аварийного судна и переходит на его наветренную сторону. В то время, когда оба судна, дрейфуя по ветру и зыби, окажутся в районе поверхности воды, покрытой маслом, спасатель спускает со своей подветренной стороны шлюпку.

Шлюпка идет к аварийному судну по ветру и волне под прикрытием спасателя. После того, как шлюпка подойдет к аварийному судну, спасатель переходит к нему с подветренной стороны и выпускает вновь масло, создавая на обратном пути следования шлюпки поверхность воды, покрытой маслом. Таким образом, шлюпка возвращается к спасателю по ветру и зыби под прикрытием аварийного судна.

  1. Поддержка шлюпки у аварийного судна на тросе спасателя.

Судно-спасатель подходит к аварийному судну с наветренной стороны и спускает шлюпку, на которую подан манильский трос. Этот трос должен быть закреплен так, чтобы его можно было травить и выбирать со шлюпки.

Шлюпка следует к аварийному судну под веслами, а спасатель держится около аварийного судна на расстоянии, равном вытравленному манильскому концу, дающему возможность шлюпке держаться безопасно у борта аварийного судна и быть подтянутой на конце обратно к спасателю.

При таком выполнении маневра шлюпка, находящаяся с подветренной стороны спасателя, хорошо держится на волне.

Спасатель должен маневрировать с таким расчетом, чтобы его шлюпка подходила к аварийному судку перпендикулярно.

Следует помнить, что шлюпка может попасть в опасное положение, когда спасатель для сохранения необходимого расстояния между судами, маневрируя, вынужден будет давать задний и передний ход. Указанный способ целесообразен, когда шлюпке необходимо сделать несколько рейсов и когда спасатель имеет хорошую маневренность.

  1. Отбуксирование шлюпки спасателя к аварийному судну.

В тех случаях, когда шлюпка не в состоянии управляться вследствие плохих условий для ее самостоятельного маневрирования, спасатель может её отбуксировать к аварийному судну.

Для выполнения этого маневра на шлюпку подается и на ней крепится манильский трос, который должен быть вытравлен на такую длину, которая не ограничивала бы маневренность шлюпки.

  1. Подъем шлюпки невозможен.

Во время шторма, при сильном волнении, иногда шлюпку удается опустить, но не всегда представляется возможность поднять ее обратно на судно, так как подъем шлюпки связан с большим риском для людей, находящихся в ней.

В этом случае, подняв людей на борт судна, шлюпку оставляют в море.

Следует иметь в виду, что дрейфующее аварийное судно обычно имеет крен в сторону подветренного борта. С борта часто свешиваются различные концы, шлюпочные тали, поломанные леера и др. предметы, поэтому при подходе шлюпки необходима большая осторожность, имея в виду, что шлюпку может ударить о борт дрейфующего судна, а при отходе шлюпки от него часто трудно оторваться от борта вследствие большего дрейфа судна, чем шлюпки.

Следует также помнить, что обычно люди с гибнущего судна бросаются в подходящую к борту шлюпку, создавая опасность для самой шлюпки.

Лучше подходить на шлюпке с подветренной стороны аварийного судна к носовой или кормовой части корпуса, избегая попасть под подзор. Получив с борта судна конец, следует удерживать шлюпку перпендикулярно к судну в безопасном расстоянии.

Спасаемые люди должны по концу перебираться на шлюпку или бросаться за борт в воду с надетыми на себя спасательными нагрудниками, откуда людей подбирают на шлюпку.

Если вследствие сильною волнения нельзя использовать шлюпки, снятие людей с аварийного судна производится путем устройства леерного сообщения между судами, использовав для этой цели ракетный линь. Расстояние между судами следует держать, возможно, коротким. В этом случае спасателю целесообразно держаться кормой к корме аварийного судна и, дрейфуя вместе с ним, поддерживать установленное расстояние между обоими судами, маневрируя машиной.

Подача буксирного троса на судно, терпящее бедствие.

Выбор способа подачи буксира в море зависит от силы ветра и состояния моря, величины обоих судов и скорости их дрейфа, а также и от состояния аварийного судна.

В зависимости от вышеуказанных причин рекомендуются следующие способы:

1) Спасатель подходит к аварийному судну и подает на него ракетный линь с помощью пистолета ‘или ружья и последующей подачей проводника, а затем и буксирного троса.

Перед подачей линя необходимо выбрать наивыгоднейшее положение по отношению к аварийному судну, учитывая его дрейф и направление ветра.

Во время передачи буксирного троса спасатель должен держаться на возможно коротком расстоянии от аварийного судна.

2) Спасатель проходит вблизи аварийного судна с подветренной стороны и на пути дрейфа аварийного судна выпускает на воду проводник из манильского троса, подвязанный в нескольких местах к плавучим предметам (спасательные пояса, круги, анкерки, наполовину заполненные водой и т. п.).

Вытравив проводник за борт, спасатель выходит на ветер и ожидает поднятия яз воды проводника на борт аварийного судна. В дальнейшем с помощью проводника подается буксирный трос. Эту операцию можно производить, заходя с кормы или с носа аварийного судна.

При наличии на спасателе длинного проводника подачу его можно произвести, обойдя вокруг аварийного судна с любой стороны.

3) Если спасателем является большое судно, имеющее недостаточную маневренность, при благоприятных условиях погоды рекомендуется проводник заводить, опустив на воду шлюпку

4) В зависимости от условий погоды спасатель может подойти к аварийному судну на расстояние, позволяющее ему подать бросательный конец на нос или корму, а затем с помощью проводника ‘подать буксирный трос.

После того, как буксирный трос будет закреплен на аварийном судне, следует дать ему возможность полностью выйти на буксир, а затем, потратив трос на достаточную длину, начинать буксировку. Во избежание обрыва буксирного троса не следует давать резких ходов машиной.

Если возникнет необходимость подать второй буксирный трос, то следует сбавить ход и, держась против ветра и зыби, по первому стальному буксирному тросу передать на скобе проводник, подвязанный в нескольких местах спасательным кругам или поясам.

Скоба с поданным проводником, на ходу судна, будет скользить по стальному буксирному тросу и дойдет до форштевня буксируемого судна, где проводник и выбирается на борт. После того, как будет принят проводник, передается буксирный трос.

При выполнении этой операции буксирный трос, по которому передается проводник, не должен иметь большой провес и уходит глубоко в воду.

 

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий