Связь, касающаяся срочности и безопасности, включает в себя:
- навигационные и метеорологические предупреждения;
- сообщения «судно – судно», касающиеся безопасности навигации;
- судовые сообщения по связи;
- связь, обеспечивающая проведение поисково-спасательных операций;
- другие сообщения, касающиеся срочности и безопасности;
- сообщения, связанные с навигацией, наблюдениями за погодой, предназначенные для официальной метеорологической службы.
Сообщения, касающиеся срочности и безопасности, передаются в эфир только с разрешения капитана судна.
Связь, касающаяся срочности. Вызов срочности (Urgency) означает, что вызывающая станция имеет очень срочное сообщение, касающееся безопасности судна или члена экипажа. Вызов срочности передается в следующих случаях:
- падение человека за борт;
- срочная медицинская помощь;
- потеря управляемости судном;
- запрос на буксировку в аварийном случае;
- аварийный разлив нефтепродуктов;
- опознавание медицинского транспорта (судно – плавучий госпиталь).
Передача сообщения осуществляется в два этапа:
- делается вызов срочности при помощи ЦИВ;
- передается сообщение срочности по радиотелефону.
Вызов срочности передается на одной или нескольких вызывных частотах бедствия и безопасности ЦИВ, с использованием формата срочности. Суда, принявшие вызов срочности в ЦИВе, адресованный всем судам, не подтверждают его ни с помощью ЦИВ, ни по радиотелефону, а должны настроить приемник на частоту, указанную в формате вызова, и прослушать сообщение срочности.
Формат вызова срочности с помощью ЦИВ составляется следующим образом:
- выбрать одну или несколько частот ЦИВ при бедствии (70-й канал, 2187,5 кГц или одна из частот КВ диапазона);
- в формате вызова ЦИВ указать адрес – ALL SHIPS;
- категорию вызова – URGENCY;
- вид последующей связи;
- частоту или канал, на котором будет передано сообщение по радиотелефону или телексу;
- передать вызов срочности.
В телефонии сообщение срочности состоит из:
- PAN PAN, произносимое три раза;
- ALL STATIONS или наименование вызываемой станции, произносимого три раза;
- THIS IS;
- 9-значного идентификатора и позывного сигнала, либо названия своего судна;
- текста срочного сообщения.
Сообщение разрешается передавать на частотах бедствия и безопасности при условии, что на них не идет интенсивный аварийный радиообмен. В противном случае необходимо перейти на рабочие частоты или канал (гл. IX, ст.40, р. II, п.3204 РР), указав их в первичном сообщении на частотах бедствия.
Связь для обеспечения безопасности. Вызов по безопасности (Safety) означает, что вызывающая станция имеет важное навигационное или метеорологическое предупреждение.
Процедуры вызова и связи для обеспечения безопасности аналогичны процедурам связи, касающимся срочности, за исключением:
- в формате вызова ЦИВ используется категория SAFETY;
- в сообщении безопасности, передаваемом по радиотелефону или телексу, используется сигнал безопасности, состоящий из слова SECURITE.
Связь для обеспечения безопасности осуществляется на тех же частотах, что и связь, касающаяся срочности. Суда, принимающие вызов по безопасности в режиме ЦИВ, адресованный всем судам, не подтверждают его прием в формате ЦИВ, а должны настроить приемник радиостанции на частоту, указанную в формате ЦИВ, и принять сообщения, связанные с безопасностью.
Медицинский транспорт. Термин «медицинский транспорт» относится к любому сухопутному, водному или воздушному транспортному средству, военному или гражданскому, постоянному или временному, предназначенному исключительно для медицинских перевозок и находящемуся под управлением компетентных властей участника военного конфликта или нейтральных государств и других стран, не принимающих участия в вооруженном конфликте, когда эти суда, спасательные средства и самолеты помогают раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение (гл. IX, ст. 40, р. III, п. 3214 РР).
Для оповещения и опознавания медицинского транспорта используются процедуры связи, касающиеся срочности. При этом после сигнала срочности (PAN-PAN) следует добавить слово MAY-DEE-CAL (медикаль);
Следующее за этим словом сообщение, касающееся защищаемого медицинского транспорта, должно содержать следующие сведения:
- позывной сигнал медицинского транспорта;
- его местонахождение;
- количество и тип средств медицинского транспорта;
- намеченный маршрут;
- расчетное время нахождения в пути и время отправления и прибытия соответственно;
- любые другие сведения (высота полета, защищенные радиочастоты, используемые языки и т. п.).