Федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта» (далее — Администрация) является федеральным государственным учреждением (некоммерческой организацией), осуществляющим в пределах своей компетенции предоставление государственных услуг на морском транспорте в сфере организации торгового мореплавания и обеспечения его безопасности.
Администрация морского порта осуществляет следующие функции:
— обеспечивает безопасность плавания судов в акватории морского порта и на подходе к нему;
— обеспечивает порядок в морском порту;
— принимает меры по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта;
— взаимодействует с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления государственного портового, таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, карантинного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического и иных предусмотренных законодательст- бом Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах;
— руководит мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и/или нефтесодержащими видами, нефтью и другими опасными и/или вредными для здоровья человека и/или окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;
— принимает меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участвует в организации работ по ликвидации таких ситуаций;
— организует спасание людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в морском порту;
— выдает разрешение на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
— проводит мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;
— осуществляет в пределах своих полномочий контроль за безопасностью портовых гидротехнических сооружений;
— выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрацию морского порта возглавляет капитан морского порта, который является должностным лицом государства, осуществляющим установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции по регистрации судов и выдаче соответствующих судовых документов, регистрации прав собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судов и строящихся судов и иных прав на них, выдаче соответствующих документов, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту.
Обязательные требования к капитану морского порта: наличие высшего профессионального образования в области морского судовождения, а также диплома, подтверждающего право занимать должность капитана морского судна валовой вместимостью три тысячи и более единиц валовой вместимости.
Особенности осуществления административно-властных и иных полномочий в морском порту при наличии в нем морского терминала, предназначенного для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, устанавливаются правительством Российской Федерации.
Полномочия капитана морского торгового порта определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о капитане морского порта, утвержденном министерством транспорта Российской Федерации.
Капитан морского порта подчиняется непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта.
Функции капитана морского торгового порта по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту (ст. 76 КТМ РФ):
— контроль за соблюдением законов и правил по торговому мореплаванию, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров РФ;
— регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;
— регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;
— выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и паспортов моряка членам экипажей судов;
— проверка судовых документов, а также дипломов и квалификационных свидетельств;
— контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;
— оформление прихода судна в порт и выхода их из порта;
— контроль деятельности лоцманской службы и системой управления движением судов;
— контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акваторий порта;
— выдача разрешений на подъем затонувшего имущества и проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ;
— расследование аварийных случаев с судами.
Распоряжения капитана морского порта по вопросам обеспечения
безопасности мореплавания и порядка в порту, относящиеся к его компетенции, обязательны для всех находящихся на территории порта судов, организаций и граждан.
Капитан порта осуществляет контроль за судами, выходящими в море, путем проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судовым документам и выполнения требований, касающихся укомплектования экипажа. Если при проверке обнаружится отсутствие некоторых судовых документов или возникнут основания полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан порта может принять решение об его осмотре.
Контрольный осмотр судна осуществляется в целях проверки устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из порта. Капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта в следующих случаях:
- непригодность судна к плаванию, нарушение требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличие других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;
- нарушение требований, предъявляемых к судовым документам;
- предписание санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов и других уполномоченных на то государственных органов;
- неуплата установленных портовых сборов.
Портовые власти по просьбе лица, имеющего требование, в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным причинением вреда могут задержать судно и груз впредь до предоставления судовладельцем и грузовладельцем достаточного обеспечения. Задержание судна и груза не может превышать 72 часа. В случае если в течение указанного срока не вынесено постановление о наложении ареста на судно и груз судом, арбитражным судом или уполномоченным законом налагать арест третейским судом по морским делам, судно и груз подлежат немедленному освобождению.
При осуществлении спасательных операций в пределах акватории порта все суда, находящиеся в порту, обязаны по требованию капитана морского торгового порта принимать участие в таких операциях.