Теоретический чертеж судна – графическое изображение наружной поверхности корпуса судна, дающее полное представление о форме его обводов. Для всех судов, кроме деревянных, на теоретическом чертеже принято изображать поверхность судна без учета толщины наружной обшивки. Для построения теоретического чертежа в качестве проекций используют 3 взаимно перпендикулярные плоскости: диаметральную (ДП) – вертикально-продольную плоскость, делящую судно на 2 симметричные части; плоскость мидель-шпангоута – вертикально-поперечную плоскость, проходящую посредине длины судна; плоскость грузовой ватерлинии – горизонтально-продольную плоскость, совпадающую с поверхностью тихой воды при осадке судна с полным грузом.
Проекции обводов судна на эти плоскости называются соответственно боком, полуширотой и корпусом. Кривые, образуемые пересечением наружной поверхности судна с плоскостями, параллельными ДП, называются батоксами, параллельными плоскости мидель-шпангоута – шпангоутами и параллельными плоскости грузовой (конструктивной) ватерлинии – ватерлиниями. Вследствие симметрии судна относительно ДП на теоретическом чертеже изображают половины шпангоутов и ватерлиний. Для построения Т.ч. длину судна разбивают на 20 равных участков, полушироту – на 2-3 участка и осадку на 4-6 участков, кроме того, проводят 1-2 доп. горизонтальные плоскости выше груз. ватерлинии, характеризующие форму обводов надводной части. На этих плоскостях изображают линии верхней палубы, палубы надстроек (бака и юта) и фальшборта.
На полушироте изображаются 6-8 ватерлиний, обозначаемых цифрами 0,1,..; нумерация идет снизу вверх. На проекции “бок” вычерчивают основную линию, линию верхней палубы, контуры форштевня и ахтерштевня, ДП и 2-3 батокса, обозначаемых римскими цифрами I, II, Ж от ДП к борту.