Статистика свидетельствует, что с началом мирового экономического кризиса количество брошенных судовладельцами судов резко возросло. Наши моряки все чаще становятся жертвами владельцев судов, которые в критических ситуациях без зазрения совести бросают плавсредства вместе с командами на произвол судьбы, отказываясь от выполнения финансовых обязательств.
По состоянию на сегодняшний день украинский моряк, оказавшийся в подобной ситуации, не может рассчитывать на помощь той страны, в которой он оказался брошенным. Это потому, что Украина не входит в число стран, ратифицировавших Конвенцию МОТ 2006 года “О труде в мировом судоходстве”.
Ректор Одесской национальной морской академии Михаил Миюсов рассказал: «Мы провели соответствующие исследования и выяснили, какие изменения необходимо внести в законодательство Украины, и предоставили отчет в Министерство социальной политики. Насколько мне известно, в министерстве уже завизировали этот документ, так что мы двигаемся в правильном направлении».
В то же время большинство одесситов, бороздящих моря и океаны, сомневается в том, что наше государство в ближайшем будущем способно ратифицировать конвенцию.
Капитан Андрей Ней считает, что украинские судовладельцы делают все возможное, чтобы все оставалось как есть.“Их можно понять, ведь их старые суда типа “волго-балт”, “сормовский”, которым по 30-40 лет, не соответствуют техническим требованиям. Кроме того, должны быть подписаны коллективные договоры между крюингами, судовладельцами и экипажами”,– говорит моряк. По его словам, в Европе, к примеру, учитывают все тонкости.“Там каждый повар на судне должен иметь сертификат о том, что он имеет специальность повара. Наши же старые пароходы, постоянно ломающиеся, на которых люди трудятся в нечеловеческих условиях, придется выводить в оффшоры”, – говорит моряк.
Капитан считает, что подписание главного морского документа выгодно морякам, но не олигархам.
По словам экспертов, кроме судовладельцев ратификации Конвенции противятся также многие крюинговые агентства, принадлежащие влиятельным людям. “Да, есть недовольные, но это, как правило, те компании, которые ходят получать деньги с моряков за трудоустройство, а международная Конвенция за это запрещает их взимать”, – говорит Михаил Миюсов.
По информации представителей морского профсоюза, в Николаеве 5,26 % крюинговых агентств не обладают лицензией, в Херсоне – 18,3%, в Одессе – 13 %. Есть говорить о Южной Пальмире, то это каждая восьмая компания.