Порты Японии на глазах теряют свои позиции в Азии, теснимые такими конкурентами, как Шанхай, Гонконг, Сингапур и новыми бурно растущими портами. Одна из причин отставания — отсутствие четкой политики инвестиций. Беда в том, что в Японии слишком много портов. Министерство транспорта Японии в своих документах определяет как главные целых 128 — это из более чем 1000! Причем 58 из этих 128 не в состоянии себя окупить и зависят от государственного финансирования,центрального или местного. Правительство страны так и не смогло выделить приоритетные порты. Сразу после Второй мировой войны союзники, оккупировавшие Японию, попытались ограничить число основных портов шестью, но это встретило протест со стороны правительства страны и дальнейшего развития не получило. В 1951 г. в качестве главных были названы 47 портов. С тех пор их число постоянно растет. Взять, например, порт Миике, префектура Фу-куока. Сюда заходит очень мало грузовых судов, акватория порта давно уже стала огромным прудом для разведения рыбы. Однако он считается одним из ключевых и обходится в 87 млн йен в год — при доходах от портовых сборов всего 4,6 млн йен. Есть проект углубления гавани и строительства новых дорог, но рядом находится еще один порт, Кумамото, и реализация проекта приведет лишь к ненужной конкуренции. В свою очередь, Кумамото страдает от того, что многие грузы берет на себя Хаката, главный порт префектуры Фукуока и острова Кюсю.
А пока японские порты не могут разобраться, кто из них главнее, у них появляются грозные конкуренты. Корейский Пусан побеждает японских соседей более быстрой обработкой контейнеров, низкими тарифами и упрощенной процедурой документооборота. Другие азиатские страны давно уже определились с портами, которые они обозначили как ключевые, и все инвестиции идут именно туда.