Порты Японии на глазах теряют свои позиции в Азии, теснимые такими конкурентами, как Шан­хай, Гонконг, Сингапур и новыми бурно расту­щими портами. Одна из причин отставания — отсутствие четкой политики инвестиций. Беда в том, что в Японии слишком много портов. Министерство транспорта Японии в своих доку­ментах определяет как главные целых 128 — это из более чем 1000! Причем 58 из этих 128 не в состоянии себя окупить и зависят от государст­венного финансирования,центрального или ме­стного. Правительство страны так и не смогло выделить приоритетные порты. Сразу после Второй мировой войны союзники, оккупировавшие Японию, попытались ограни­чить число основных портов шестью, но это встре­тило протест со стороны правительства страны и дальнейшего развития не получило. В 1951 г. в качестве главных были названы 47 портов. С тех пор их число постоянно растет. Взять, например, порт Миике, префектура Фу-куока. Сюда заходит очень мало грузовых су­дов, акватория порта давно уже стала огром­ным прудом для разведения рыбы. Однако он считается одним из ключевых и обходится в 87 млн йен в год — при доходах от портовых сбо­ров всего 4,6 млн йен. Есть проект углубления гавани и строительства новых дорог, но рядом находится еще один порт, Кумамото, и реализа­ция проекта приведет лишь к ненужной конку­ренции. В свою очередь, Кумамото страдает от того, что многие грузы берет на себя Хаката, главный порт префектуры Фукуока и острова Кюсю.

А пока японские порты не могут разобраться, кто из них главнее, у них появляются грозные конку­ренты. Корейский Пусан побеждает японских соседей более быстрой обработкой контейне­ров, низкими тарифами и упрощенной процеду­рой документооборота. Другие азиатские стра­ны давно уже определились с портами, которые они обозначили как ключевые, и все инвестиции идут именно туда.

Эй! Моряк, почитай и это: