В конце 1960-х годов пионером в организации экспедиционных круизов на специально построенном судне «Lindblad Explorer» стала компания Lindblad Travel. В 1990-х годах это судно под названием «Society Explorer» ходило зимой в Антарктику, в летний период — вдоль побережья Аляски, канадской Арктики, а также в Гренландию. Большее по размерам судно «World Discoverer» проводило период с декабря по март в Антартике, после чего отправлялось в моря Дальнего Востока, в восточную часть Индийского и на юг Тихого океанов.
«Society Explorer» построено в Финляндии в 1969 г. Валовая вместимость судна 2500 per. т, длина 76,5 м, ширина 14 м, 1 винт, скорость хода 13 уз. Рассчитано на 100 круизных пассажиров. Особенно подходящими для экспедиционных круизов в Арктику и Антарктику оказались отечественные ледоколы, построенные для Советского Союза в Финляндии и первоначально предназначенные для выполнения полярных и океанологических программ. Один из них, «Капитан Хлебников» (построен в 1981 г.), в 1992 г. был переоборудован под круизное судно. На нем оборудовали
54 пассажирские каюты площадью от 14 до 25 м2 (все — наружные, с большими окнами). Теперь на судне небольшой закрытый купальный бассейн с подогревом воды, четыре зодиака (резиновые надувные лодки), вертолет для осмотра природных достопримечательностей. Количество мест в столовой допускает одновременное обслуживание всех пассажиров. Есть также общественное помещение, которое может быть использовано в качестве аудитории для лекций по экспедиционной тематике, магазин, библиотека и фильмотека, лазарет, гимнастический зал, сауна. В ноябре 1992 г. в Кейптауне судно открыло свой первый антарктический сезон. Наиболее сложный круиз — это обход Антарктиды за 64 дня. «Капитан Хлебников» был внесен в книгу рекордов Гиннесса как первое судно с туристами, обошедшее вокруг Антарктиды. Обычно антарктические круизы длятся около 20 сут. и предусматривают высадку на берег, осмотр колоний морских млекопитающих и птичьих базаров. Путешественникам выдается водонепроницаемая полярная одежда. Во время рейса пассажиры могут находиться на ходовом мостике и наблюдать за работой рулевого. Для любителей экзотического отдыха под парусами строятся суда сравнительно небольшой пассажировместимости. Крупнейший круизный парусник «Royal Clipper» построен в 2003 г. на польской верфи Gdansk Shipyard. Валовая вместимость судна 5000 per. т, длина 120,4 м, ширина 16,46, осадка 5,64 м. 5-мачтовое судно несет 42 паруса общей площадью 5050 м2, из них 26 прямых. Кроме того, на судне установлены два дизеля мощностью по 2500 л.с, работающие на ВРШ, носовое подруливающее устройство с дизелем мощностью 500 л.с, бортовые успокоители качки. Под парусами судно развивает скорость до 20 уз., а при работе дизельной энергетической установки — 13 уз. «Royal Clipper» берет на борт 228 пассажиров и 100 членов экипажа. На нем оборудованы 2 больших жилых помещения — апартаменты для судовладельцев, 14 люксов с отдельными верандами и 96 двухместных кают. Во всех каютах
имеются телевизоры, радиоприёмники, спутниковая телефонная связь, индивидуальные кондиционеры воздуха. Дополнительно к тому в люксах предусмотрены мини-бар и джакузи. При каждой каюте имеются санитарные узлы, включающие душ, мраморную ванну, туалет. К услугам всех пассажиров библиотека, обеденный и музыкальный салоны. В корпусе устроен трехпалубный атриум, потолком которого служит прозрачное дно самого большого из трех имеющихся на судне плавательных бассейнов Предусмотрены занятия спортом: водными лыжами, рыбалкой с зодиаков, дайвингом (подводным плаванием). На борту судна имеются моторные лодки для перевозки пассажиров. Во время плавания для пассажиров открыт доступ на капитанский мостик.
«Royal Clipper» совершает 7-дневные круизы, выходя в летний период из Канн (Франция), а зимой из Барбадоса (Карибский бассейн).
Продолжение…