Специализированные круизные суда по уровню поедоставляемых услуг не уступают самым престижным отелям. Растут их размеры и пассажировместимость. В 1996 г. валовая вместимость круизного судна впервые превысила 100 тыс. рег т. а в 2006 г. она достигла 158 тыс. per. т
Примером такого судна может служить
лайнер «Freedom of the Seas» длиной 339 м, имеющий
15 палуб и рассчитанный на 3634 пассажиров
Если 1960-е годы основным районом круизного судоходства было Средиземное море, то с 1970 годов
наблюдается быстрое развитие рынка на восточном и западном побережья США, где хорошие лиматические условия и имеется инфраструктура для обслуживания флота. Базовыми пассажирскими портами на Востоке США стали Нью-Йорк и Майами, на западе Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Тогда же началось освоение районов Мексики, Аляски, островов Тихого океана, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки. Современное развитие морского круизного судоходства характеризуется:
специализацией;
освоением круизными компаниями новых географических районов;
расширением комплекса услуг, предоставляемых пассажирам;
тесным сотрудничеством судостроителей с архитекторами дизайнерами в целях достижения максимальных целесообразности
К настоящему времени определились основные требования к проектированию и постройке спе-
циализированных круизных судов. Большие современные суда-курорты обычно проектируются с кормовым расположением машинного отделения. В качестве главного двигателя принимается дизельная или дизель-электрическая судовая энергетическая установка, реже — газовая турбина. Скорость хода 20-22 уз. Суда имеют стабилизаторы качки и подруливающие устройства.
Современные круизные суда имеют кондиционирование воздуха с регулированием тепла и влажности. Каютные модули включают ванную с туалетом.
На больших судах делают атриум высотой в несколько палуб, где размещают театры для высокотехничных шоу, с вращающимися сценами, оркестровой ямой, громадными складывающимися декорациями.
Компьютерное обеспечение процесса проектирования судов привело к тому, что в настоящее время круизные суда строят за два года вместо 4-5 лет в 1950-х годах.
Считается, что круизы — это не бизнес морских перевозок, а индустрия гостеприимства. Круизные компании занимаются пассажирами всех возрастов, учитывая их социально-экономические особенности. Детям предлагаются многочисленные развлекательные программы, адаптированные для разных возрастных групп.