Согласно письма №01-15/2317 от 04.02.98г. государственный таможенный комитет российской федерации включил в перечень продукции военного назначения, в отношении которой, государственному предприятию “Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин” предоставляется право осуществления внешнеторговой деятельности, семейство подводных лодок типа “Амур” водоизмещением от 200 до 2400 тонн.
В В настоящее время ЦКБ МТ “Рубин” ведет проектирование дизель-электрических подводных лодок типа “Амур” водоизмещением от 550 м3 до 1850 м3. А на Адмиралтейских верфях ведется строительство первой ПЛ «Амур» 1650. В кораблях этого семейства получили дальнейшее развитие такие важные свойства, как скрытность, высокая боевая мощь и надежность, присущие российским подводным лодкам, а также многолетний опыт эксплуатации Военно-морским флотом России и флотами других государств в различных районах Мирового океана дизель-электрических подводных лодок предыдущих проектов. Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин отмечал: “Подводная лодка задумана как своего рода морской подводный охотник, способный уничтожать любые цели, будь то боевые надводные корабли, транспортные суда или подводные лодки, нанесением торпедных, ракетных ударов, постановкой минных заграждений, а также с помощью боевых пловцов”.
За малошумность, затрудняющую обнаружение, рубиновскую подводную лодку предыдущего поколения проекта 877 (класс Kilo) на Западе назвали “черной дырой в океане”. Так вот на “Амуре”, благодаря применению новейших средств акустической защиты и оригинальных технических решений, прогнозируется снижение шумности в несколько раз по сравнению с ПЛ класса Kilo. Зато сам “Амур” способен ориентироваться в глубинах как рыба в воде. Его гидроакустический комплекс включает высокочувствительные шумопеленгаторные антенны в носовой оконечности, а также выпускную буксируемую антенну.
Управление подводной лодкой, оружием и техническими средствами высокоавтоматизировано и осуществляется с операторских пультов в главном командном пункте.
Предусмотрена возможность модификации путем оснащения подводных лодок типа “Амур” воздухо-независимыми энергетическими установками с электрохимическими генераторами кислородно-водородного типа. Проектант “Амура” – ЦКБ МТ “Рубин” вместе с НПО “Энергия” ведет работы над такой системой, однако она будет готова через 2-3 года. Причем отсек-модуль с воздухонезависимой установкой должен встраиваться в любую ДЭПЛ по желанию заказчика. При всех преимуществах такой установки (более чем в два раза повышается срок пребывания лодки под водой в длительном походе) она чрезвычайно дорога. Вдобавок пока не разработана тактика действий лодок с такими двигателями.
Сильной стороной семейства «Амур» является мощный арсенал вооружения, включающий ракетный комплекс “Клаб-С”. Хочется отметить, что в отличие от ДЭПЛ класса “Кило” (проект 877ЭКМ), которые уже имеются в ВМС Индии, “Амуры” смогут выполнять залповые пуски таких ракет, что резко снижает эффективность защиты от них. Новые российские лодки также оснащены уникальным гидроакустическим комплексом (ГАК) с квазиконформной антенной, превосходящим по дальности обнаружения аналогичную западную технику и уступающим лишь ГАК атомных субмарин. Кроме того, у “Амура” планируются более длительные, чем у западных ДЭПЛ, сроки эксплуатации до заводского ремонта.
Макеты подводных лодок «Амур»-1650 и “Амур-950” занимают центральные места в российских экспозициях на всех международных выставках вооружений в последние годы.