Оценить

Легкий артиллерийский крейсер пр.68-бис

Крейсера проекта 68-бис стали последними чисто артиллерийскими кораблями нашего флота. Хотя ни в их конструкции, ни в вооружении не было ничего принципиально нового, тем не менее они оказались одними из лучших легких крейсеров мира.

Более “крупные” по своим массо-габаритным характеристикам, нежели крейсера типа “Чапаев” (пр.68-К), они имели следующее водоизмещение: стандартное – 13600 т, нормальное – 15120 т и полное – 16300 т. Запасы топлива, машинного масла, котловой и питьевой воды, а также провизии обеспечивали кораблю расчетную автономность в 30 суток и дальность плавания на оптимальных экономических ходах до 9 тыс. миль.

Впервые на этом проекте советским кораблестроителям удалось реализовать идею создания полностью сварного корпуса из низколегированной стали, что по расчетам дало не только повышение технологичности постройки, но и снижение экономических затрат.

Для защиты жизненно важных частей корабля в бою от артиллерии противника было применено традиционное общее и местное бронирование: противоснарядное – цитадель, башни главного калибра, боевая рубка; противоосколочное и противопульное – боевые посты верхней палубы и надстроек. Использовалась в основном гомогенная броня, основную массу бронирования составляла масса “броневой цитадели”, конструктивно сформированной из палубного (броневая – нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования. Толщина брони, примененной в этой конструкции равнялась: бортовая – 100 мм, носового траверза – 120 мм, кормового – 100 мм, нижней палубы – 50 мм.

Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя двойное дно корпуса (протяженность до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля немалую роль играла и смешанная система набора корпуса – преимущественно продольная – в средней части и поперечная – в его носовой и кормовой оконечностях. Расположение служебных и жилых помещений практически не отличалось от принятого на крейсерах пр.68-К.

В качестве главного калибра на кораблях пр.68-бис были применены четыре 152-мм, усовершенствованные трехорудийные артустановки МК-5-бис; универсальный калибр был представлен шестью спаренными стабилизированными 100-мм, установками СМ-5-1 (с пятого крейсера серии – СМ-5-1-бис), а зенитный – шестнадцатью спаренными 37-мм автоматами В-11, позднее замененными на модернизированные – типа В-11-м. По ТТЗ на крейсера пр.68-бис действие орудий обеспечивалось при волнении моря до 6 баллов включительно, что и выполнялось фактически.

Особенностью крейсеров пр.68-бис также являлось наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель. Так, помимо двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на этих кораблях для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС “Риф” и АРЛС “Залп”, а на II и III башнях МК-5-бис смонтированы собственные радиодальномеры. Эффективное боевое использование артиллерии главного калибра обеспечивалось новой системой приборов управления стрельбой “Молния АЦ-68-бис А”.

Универсальный калибр корабля, представленный двумя бортовыми батареями (каждая из трех установок), оснащался двумя приданными им стабилизированными постами наводки СПН-500 (обеспечивали стрельбу по воздушным целям в условиях качки корабля) и двумя (побатарейно) оптическими дальномерами ЗДМС-4. Кроме того, для управления огнем 100-мм универсальной артиллерии была применена АРЛС “Якорь”. Зенитные автоматы В-11 устанавливались на надстройках, на носовых и кормовых углах относительно диаметральной плоскости корабля. Как и установки СМ-5-1-бис, автоматы В-11 были сопряжены с системой приборов управления стрельбой “Зенит-68-бис”.

Торпедное вооружение кораблей включало в себя два 535-мм пятитрубных наводящихся палубных торпедных аппарата типа “ПТА-53-68-бис”, установленных побортно на спардеке, и управляющую ими систему ПУТС “Сталинград-2Т-68-бис”, сопряженную со специальной торпедной радиотехнической станцией “Заря” и универсальным торпедным прицелом. В перегруз крейсер этого проекта мог принять более 100 корабельных мин заграждения или контактных минных защитников. Корабли типа “Свердлов” были оснащены также современными по тому времени навигационным и радиотехническим вооружением, средствами связи.

Корабельная энергетическая установка крейсеров пр. 68-бис в целом не отличалась от энергетической установки кораблей типа “Чапаев”. В качестве главных паровых котлов здесь также были использованы шесть вертикальных водотрубных паровых котлов КВ-68 (по одному в котельном отделении, каждый паропроизводительностью на полном ходу порядка 115000 кг/ч); два главных турбозубчатых агрегата типа ТВ-7 (суммарная максимальная проектная мощность на полном переднем ходу 121700 л.с., на заднем – 25270 л.с.).

Крейсер “Адмирал Ушаков” был зачислен в списки ВМФ 09.11.1950 г. Заложен на заводе им. А. Марти в Ленинграде 31.08.1950 г. (седьмой по счету в серии кораблей своего проекта), спущен на воду 29.09.1951 г., вступил в строй 08.09.1953 г. Крейсер вошел в состав ВМФ 19.09.1953 г.

16-21.04.1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция). С 24.12.1955 г. он входил в состав Балтийского флота, а 03.11.1956 г. был перечислен в состав СФ. В феврале 1962 г. корабль вошел в состав вновь сформированной там 6-й (ракетной) дивизии, а 05.10.1963 г. крейсер был перечислен в состав Черноморского флота.

В период с 18.02.1964 г. по 15.02.1971 г. крейсер был поставлен на консервацию. После расконсервации 27.06-16.12.1971 крейсер был модернизирован по проекту 68А на “Севморзаводе” в Севастополе (установка артсистемы АК-230 с радиолокационной системой управления “Рысь” и замена части радиотехнических средств).

06-12.03.1973 г. отряд советских кораблей в составе крейсера “Адмирал Ушаков”, эсминца “Сметливый” и подводной лодки во главе с адмиралом В.С. Сысоевым нанес визит в Латакию (Сирия). 10-15.10.1973 г. “Адмирал Ушаков” вошел в состав сил высадки десанта. Десант предполагалось высадить в Порт-Саиде, организовать оборону с суши и не допустить захвата города израильскими войсками. Предполагалось держать оборону Порт-Саида до прибытия воздушно-десантной дивизии из СССР. Командование силами высадки возложили на командира 30-й дивизии, а командный пункт развернули на крейсере “Адмирал Ушаков”. Приказ об отмене операции поступил лишь при входе эскадры в Порт-Саид.

15-19.10.1973 г. крейсер “Адмирал Ушаков” под руководством контр-адмирала Л.Я. Васюка нанес визит в Таранто, а 19-22.10.1973 г. – визит в Мессину (Италия), 07.10.1981 г. – визит в Варну (Болгария).

Затем крейсер вновь находился на консервации в период с 28.02.1983 г. по 16.09.1987 г. Был исключен из состава флота 16.09.1987 г., и в 1992 г. был продан частной фирме Индии для разделки на металл.

ТТД:
Водоизмещение: 16300 т.
Размеры: длина – 210 м, ширина – 22 м, осадка – 7,3 м.
Скорость хода максимальная: 33 узла.
Дальность плавания: 7400 миль при 17 узлах.
Силовая установка: 2 ТЗА, 121700 л.с., 2 винта.
Бронирование: борт – 100 мм, нижняя палуба – 50 мм, башни главного калибра – 175 мм, боевая рубка – 130 мм.
Вооружение: 4х3 152-мм трехорудийные башни МК-5-бис, 6х2 100-мм орудия СМ-5-1, 8х2 37-мм орудий В-11, 2х5 533-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 1266 чел.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий