Оценить

ПЛАВАНИЕ СУДНА В РАЙОНЕ СО СТЕСНЕННЫМИ УСЛОВИЯМИ.

Плавание в районе со стесненными условиями является одним из наиболее сложных видов плавания. Оно характеризуется близостью судна к надводным и подводным морским навигационным опасностям, резким изменением глубин, извилистостью фарватера, канала или другого судоходного пути, быстротечностью изменения окружающей обстановки, а также ограничениями в скорости, осадке и возможностях маневрирования судна.

Во время плавания в районе со стесненными условиями на мостике находится капитан или по его указанию старший помощник капитана.

Тщательное изучение района и детальная проработка предварительной прокладки при подготовке к плаванию в районе со стесненными условиями и на подходе к порту должны обеспечить быстрый и надежный контроль за перемещением и маневрированием судна во время плавания.

При подходе к району со стесненными условиями плавания по решению капитана вахта может быть усилена.

В этот период:

  • устанавливается повышенная готовность главного двигателя к изменению режима движения (маневренный режим) и назначается для данных условий безопасная скорость судна;
  • управление рулем переводится на ручное;
  • якоря готовятся к немедленной отдаче;
  • проверяются звуковые и световые средства сигнализации, исправность навигационных огней и знаков, предписанных МППСС—72 и местными правилами;
  • включается эхолот, и сравниваются его показания с глубинами на морской навигационной карте;
  • включаются и опробуются РЛС и другие необходимые системы и приборы;
  • на ленте курсографа делается отметка времени;
  • включается УКВ радиостанция на дежурный прием, при необходимости дается оповещение;
  • определяется место судна наиболее точным способом;
  • при необходимости заблаговременно устанавливается связь с лоцманской станцией, и уточняются место и время встречи лоцмана, а в районе действия системы управления (регулирования) движением судов — подается заявка на проводку.

 

Плавание судна в районе со стесненными условиями должно осуществляться в строгом соответствии с предварительной прокладкой, при этом фактический путь судна должен, как правило, совпадать с линиями рекомендованных курсов и створов, проходить на безопасных расстояниях от всех подводных и надводных опасностей.

При плавании в районе со стесненными условиями (особенно в шхерах) должны быть обеспечены:

  • непрерывное и надежное наблюдение за обстановкой;
  • надежная управляемость судна;
  • тщательное непрерывное счисление пути и точный учет всех факторов, влияющих на движение судна;
  • точное и быстрое определение места судна выбранными способами с необходимой частотой;
  • контроль счисления ограждающими изолиниями;
  • своевременность и точность выполнения всех поворотов и необходимых остановок судна;
  • строгое выполнение установленных правил плавания в районе.

 

Для быстрой ориентировки во время плавания в стесненных условиях рекомендуется иметь непосредственно на ходовом мостике карты с курсами для плавания, ограждающими изолиниями, расчетным временем плавания на каждом курсе и другими необходимыми дополнительными сведениями.

Поворот на новый курс в районе со стесненными условиями выполняется особо тщательно с учетом влияния внешних факторов и маневренных элементов судна. Приход судна в начальную точку поворота проверяется обсервациями, продолжительностью плавания на прямолинейном участке пути (по секундомеру), значением секущего пеленга или ограждающей дистанции и плавучими предостерегательными знаками. Новый курс проверяется по показаниям гироскопического и магнитного компасов.

Надежность безопасного плавания в стесненных условиях обеспечивается:

  • правильным опознаванием ориентиров и знаков ограждения (характеристика огня определяется по секундомеру);
  • учетом элементов течения и дрейфа при циркуляции;
  • учетом навигационного запаса глубины под килем (при слабых грунтах—не менее 0,3 м, при плотных—не менее 0,4 м);
  • учетом запаса глубины на ветровое волнение;
  • выбором безопасной скорости хода, при которой сохраняется надежная управляемость судна и одновременно исключается «проседание» судна больше допустимого значения при данной глубине района и образование «спутной» волны.

 

Присутствие лоцмана на судне не освобождает капитана и его помощников от необходимости изучения и знания района, ведения счисления пути и определения места судна. Капитан лично и через своих помощников следит за окружающей обстановкой, контролирует правильность рекомендованных лоцманом курсов и команд на руль и на изменение скорости судна. В случае неправильных действий лоцмана капитан может отстранить его от проводки судна и в дальнейшем осуществлять ее самостоятельно или потребовать замены лоцмана.

Плавание по фарватеру (каналу, реке) под проводкой службы управления  (регулирования) движением судов  не освобождает капитана и его помощников от ведения счисления и определения места судна, не снимает с капитана ответственности за управление судном и его безопасность.

Плавание на рейде и в гавани вблизи судов и плавдоков, стоящих на якоре и у причалов, должно осуществляться со скоростью, которая установлена Обязательным постановлением по порту или местными правилами и при которой обеспечивается надежная управляемость судна с учетом влияния мелководья и явления присасывания между судами (судном и береговым сооружением).

Если при ухудшении видимости обеспечение безопасности плавания в районе со стесненными условиями становится невозможным, следует стать на якорь, сойдя с фарватера, судоходного пути.

При сомнении в местоположении судна в районе со стесненными условиями необходимо застопорить двигатели, удерживать судно на месте и принять меры к уверенному определению места.

При движении судна по каналу увеличиваются волнообразование и сопротивление воды, скорость движения уменьшается. Кроме того, для сохранности ложа канала местными правилами плавания предусмотрено ограничение скорости движения судов.

При смещении судна с оси канала и движении вблизи его бровки возникают силы отталкивания от берега, вследствие чего нос судна стремится развернуться в сторону оси канала, а корма «присасывается» к берегу. Для воспрепятствования такого «присасывания» и обеспечения прямолинейного движения судна вдоль откоса канала руль следует положить в сторону бровки. При этом если скорость движения вдоль откоса канала уменьшается, то судно уходит в сторону берега, а при увеличении скорости — в сторону оси канала. Необходимо также учитывать возможность ухода носовой оконечности судна от мели.

При движении мимо расширенных участков канала вследствие асимметрии обтекания корпуса потоком воды у судна увеличивается рыскливость. При подходе к такому участку оно стремится развернуться в сторону расширения, после прохода — в противоположную сторону.

На прямолинейном участке канала судно должно следовать по его оси. Уклонение от оси канала допустимо лишь при расхождении судов. Встречные суда должны первоначально уклониться таким образом, чтобы их левые борта находились примерно на оси канала. Когда расстояние между ними станет равным примерно трем длинам большего из судов, они должны постепенно уклоняться на необходимое траверзное   расстояние,   обеспечивающее   безопасное   расхождение.

Для обеспечения безопасного движения при обгоне в канале большое значение имеет скорость движения при работе главных двигателей на минимально устойчивом режиме. Для обгона “необходимо выбирать прямолинейные участки канала. Траверзное расстояние между судами при расхождении должно быть равным расстоянию между откосом канала и судном. В этом случае обтекание корпусов обоих судов будет более равномерным, и явление присасывания будет незначительным. При расхождении двухвинтового судна желательно работать одним винтом, расположенным к осевой линии канала. В этом случае уменьшается отсос воды со стороны берега, к которому подошло судно, что, приводит к уменьшению ухода его от откоса.

Для улучшения управляемости судов в момент расхождения частота вращения движителей на некоторый момент может быть увеличена. Это не вызовет резкого увеличения скорости.

При встречах и обгонах судов в каналах и реках просадка увеличивается более интенсивно, чем на глубокой воде и это необходимо учитывать судоводителю.

Подходя к глубоким выемкам и поворотам канала, где судовой ход не просматривается, необходимо заранее уменьшать скорость, следовать с осторожностью и подавать соответствующий звуковой сигнал, предписанный правилом 34 (в) МППСС-72, а также по возможности оповещать другие суда по УКВ-связи о своем подходе к криволинейному участку. Судно необходимо вести ближе к выпуклому берегу.

При сильном ветре безопасность расхождения в некоторых случаях может быть обеспечена только при остановке одного из встречающихся судов и смещении его с оси канала.

Проходя мимо стоящих у берега судов, необходимо заблаговременно снижать скорость движения до минимальной.

При плавании по реке большое значение при управлении судном будет иметь течение.

С точки зрения управления судном понятие узкости определяется соотношением между маневренными характеристиками судна (с учетом его линейных размеров) и шириной водного пространства, в пределах которого судно может безопасно следовать при существующих средствах навигационного обеспечения.

С точки зрения ширины акватории делят на открытые и каналы.

Открытые акватории делят на глубокие, мелкие и углубленные морские пути.

Открытой и глубокой акваторией называется такая, на которой дно и берега не оказывают влияния на маневренные качества судна. Ширина открытой акватории определяется диаметром циркуляции.

Практикой установлено, что на мелководье по сравнению с глубокой водой резко ухудшается эксплуатационная устойчивость судна на курсе, повышается рыскливость, заметно ухудшается и поворотливость судов

На мелководье резко уменьшаются углы дрейфа, угловая скорость поворота и соответственно увеличивается радиус установившейся циркуляции при одинаковых углах перекладки руля.

При движении судна на мелководье основное влияние на его инерционно-тормозные характеристики оказывают три фактора: увеличение сопротивления воды, увеличение присоединенных масс и моментов   инерции, изменение коэффициента влияния корпуса на движитель.  

Увеличение сопротивления воды приводит не только к уменьшению инерционности судна, но и к снижению его начальной (установившейся) скорости при одинаковой частоте вращения винта.

Рекомендации сохранять запас глубины под килем при мягких грунтах не менее 0,3 м, а при плотных — не менее 0,4 м могут быть приемлемы только на хорошо обследованных подходных каналах и при условии, что скорость будет уменьшена насколько возможно, а маневрирование для расхождения с другими судами сведено к минимуму.

Одной из опаснейших навигационных ситуаций является расхождение судов на небольших траверзных расстояниях. В том случае на их корпусы могут воздействовать дополнительные внешние силы, обусловленные гидродинамическим воздействием корпусов. В результате действия этих сил суда могут терять управляемость, и может возникать аварийная ситуация» происходить столкновения судов.

Морская практика зарегистрировала достаточно большое количество столкновений, которые произошли в результате гидродинамического взаимодействия судовых корпусов.

 

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий