Ни одно уважающее себя крюинговое агентство не берет с моряков денег за трудоустройство. Такие компании существуют за счет агентской платы, получаемой от судовладельцев, а не средств трудоустраиваемых моряков.
Все затраты, связанные с предрейсовой подготовкой и уходом моряков в рейс, также берет на себя судовладелец. Это расходы на оформление визы, документов флага, медицинский профотбор, поездку моряка на собеседование, обучение, проезд на судно и с судна.
По мнению специалистов, почву для крюингового мошенничества обеспечивает менталитет граждан, привыкших за все давать взятки. Аналогичная схема действовала при поступлении в вузы во времена Советского Союза. Абитуриент или его родители давали мзду мошеннику, который представлялся сотрудником учебного заведения. Если молодой человек не поступал, ему просто возвращали деньги и объясняли, что ничего нельзя было сделать.
Еще один способ мошенничества – когда мелкие агентства набирают базу моряков, берут с них деньги и направляют в крупные фирмы. Персонал крюингового агентства не может повлиять на решение судовладельца. Сотрудники отдела приема документов лишь проверяют бумаги и направляют соискателя на тесты и собеседование. А вот по результатам тестирования и опыту работы судовладелец сам выбирает моряка из предложенных кандидатур.
Кроме того, при нынешней глобальной нехватке кадров нет необходимости искать обходные пути для трудоустройства офицеров на судно. По мнению экспертов – сегодня агентства бегают за офицерами, а не они за нами.
Сложнее обстоит дело с трудоустройством рядовых. Существующие курсы не дают необходимой практики и навыков, а также нужного уровня английского языка. А опыт и знание английского языка – основные критерии отбора при трудоустройстве рядового состава.
По мнению специалистов по трудоустройству моряков, матросы, получившие образование в советское время, имеющие опыт работы и знающие английский язык, ценятся на рынке труда и широко востребованы.