Работа совместной латвийско-шведской экспедиции по поиску затонувших кораблей и других объектов еще не закончилась. Однако уже сегодня ее можно назвать на редкость результативной.
В окрестностях Вентспилса обнаружено 6 затонувших объектов.
Самой интересной находкой можно считать затонувшую в годы второй мировой войны подводную лодку.
Очертания в глубине.
Впрочем, с уверенностью утверждать, что это именно та подводная лодка, которая затонула у берегов Вентспилса в самом начале второй мировой войны, можно будет лишь после погружения водолаза.Объект был обнаружен на 60-метровой глубине в 9 милях от Вентспилса с помощью сонара, установленного на борту шведского судна Altair. По мнению капитана судна, обнаруженный объект может быть затонувшей подводной лодкой. А поскольку никаких других сведений о затонувших у берегов Вентспилса субмаринах пока не имеется, остается предполагать, что это скорее всего останки советской подводной лодки М-78, так называемой малютки, которые строились с 1936-го по 1943 год. Длина ее 44,5 метра, экипаж – 20-22 человека.
Водолаз-археолог управления Вентспилсского свободного порта Денис Лапин еще до начала нынешней экспедиции располагал довольно подробной информацией как о самой подлодке, так и о трагических событиях 59-летней давности. В конце прошлого года Денис побывал в архиве Военно-Морского флота в Санкт-Петербурге, где и получил эти сведения, которыми он любезно поделился.
Короткий бой
Начало войны на территории бывшего СССР застало подводную лодку в Лиепае, где она стояла на ремонте. Известно имя капитана затонувшей подлодки – старший лейтенант Д.Шевченко. Известно также, что на борту лодки в момент ее гибели находился командир 4-го дивизиона подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота капитан-лейтенант С.Матвеев.
Как свидетельствуют архивные данные, по приказу командира Лиепайской военно-морской базы двум подводным лодкам – М-77 и М-78 надлежало перейти в Усть-Двинск. Они вышли из Лиепаи в ночь с 22 на 23 июня 1941 года в надводном положении и без какого-либо прикрытия или охранного сопровождения. Лодки шли на небольшом расстоянии друг от друга. Впереди шла М-78.
Рано утром, примерно в 6 часов, когда лодки находились как раз напротив Виндавы (Вентспилса), лодка М-77 срочно погрузилась в воду, так как в небе появились немецкие самолеты. М-78, скорее всего, продолжала двигаться в надводном положении. В 6.36 на М-77 услышали сильный взрыв и предположили, что М-78 подорвалась на мине.
До самого конца войны истинная причина гибели подлодки М-78 оставалась невыясненной. Считалось, что она либо подорвалась на мине, либо была уничтожена с воздуха самолетом Люфтваффе.
Однако спустя какое-то время достоянием гласности стал доклад командира немецкой подводной лодки U-144 фон Миттельштадта о том, что в этот же день, в это же время и в этом же районе он торпедировал советскую подводную лодку. По свидетельству Дениса Лапина, эта версия подтверждается и другими источниками.
Уже в наше время после сопоставления всех данных к такому же выводу пришли и российские историки. По их мнению, подводную лодку М-78 следует считать погибшей в результате попадания в нее торпеды, выпущенной немецкой субмариной U-144. Разрушения были настолько велики, что лодка мгновенно затонула…
Елена Нарушевич