Основные понятия системы управления крупнотоннажными судами
Современное крупнотоннажное судно представляет собой сложное инженерное сооружение, способное безопасно и автономно функционировать длительное время. Это производственно-экономический объект, предназначенный для эффективной перевозки груза и пассажиров. Наконец, это социальный объект со своей структурой и особенностями жизни, труда и быта. Таким образом, судно как система является одновременно техническим, экономическим и социальным объектом. Управление им должно рассматриваться в трех взаимосвязанных аспектах:
управление судном как техническим объектом, направленное на безопасное перемещение судна, груза, пассажиров и экипажа;
управление судном как экономическим объектом, направленное на достижение максимума экономической и
коммерческой эффективности перевозочного процесса;
управление судном как социальным объектом, направленное на поддержание оптимальных условий жизнедеятельности судового экипажа.
Судно как кибернетическая система состоит из множества элементов (подсистем); в самом упрощенном виде ее
можно представить состоящей из двух подсистем:
управляемой и управляющей, которая получила название системы управления. В качестве управляющей подсистемы выступают капитан и начальники служб, в качестве управляемой — судовые службы: эксплуатации, быта, медицинская, пассажирская, техническая эксплуатации, радиотехническая и вахтенная.
Управляющая и управляемая подсистемы судна связаны между собой и с внешним миром определенными
связями подчинения и информации, называемыми в кибернетике каналами передачи и приема информации.
Движение информации регламентируется соответствующими нормативными документами. Капитан и начальники служб выступают в виде органов регулирования и координации действий всего экипажа. В результате их регулирующей деятельности в системе возникает замкнутое автономное управление.
Информация, поступающая в систему извне в виде управляющей и осведомительной и циркулирующая внутри
системы, необходима для управления деятельностью отдельных служб и всего судна в целом.
В результате проведенных исследований и опроса старшего командного плавсостава судов Новороссийского морского пароходства (НМП) по специальной методике, основанной на методе экспертных оценок, источниками управляющей и осведомительной информации, передаваемой на судно в рейсе, выступают следующие подразделения:
Частота относительной связи, %
Службы и отделы пароходства ............................................................................... 35,0
Партийные и общественные организации ............................................................4,3
Отделы и подразделения порта ...............................................................................4,3
Вышестоящие органы управления..........................................................................0,4
Внешние органы информации.................................................................................51,8
Предприятия, организации ММФ и других ведомств...........................................4,2
Наиболее часто информация поступает из следующих служб и отделов пароходства: служб безопасности мореплавания, перевозок и движения флота, судового хозяйства, коммерческая, связи и электрорадионавигации, материально-технического снабжения, отделов по обслуживанию флота, кадров пароходства и базы технического обслуживания флота, а также от управления нефтерайона, партийного комитета пароходства, советских судов, судов погоды, гидрометеорологического бюро, радиоцентров, передающих радиогазеты, В/О «Союз-нефтеэкспорт», радиоцентров, передающих навигационную информацию, агентов грузоотправителя и грузополучателя и лоцманских станций.
В результате многолетнего анализа содержания радиограмм, поступивших на суда НМП, управляющую и
осведомительную информацию можно по содержанию классифицировать следующим образом:
информация по безопасности мореплавания (информация о режимах плавания в территориальных водах и в
районах разделения движения, указания о проработке аварий и аварийных происшествий с судами пароходства и ММФ, указания по обработке мероприятий по «Навареа», информация о работе научно исследовательских судов погоды, указания о проведении судовых учений, указания о разработке и выполнении мероприятий при плавании в осенне-зимний период, рекомендации по лихтеровке, информация об изменениях в навигационной и гидрометеорологической обстановке, навигационных картах и пособиях и т. д.
производственная информация (рекомендации о проведении внеочередных инструктажей по технике безопас-
ности, пожаробезопасности, промсанитарии, охране труда и указания о предоставлении плановых отчетов по этим мероприятиям, указания о подведении итогов по социалистическому соревнованию и смотрам-конкурсам, указания о проведении инвентаризации и предоставлении отчетов по ней, информация о распределении премий, указания о предоставлении табелей на оплату и подтверждение соответствующих оплат, указания по бункеровке, получению снабжения, продуктов питания и воды, снятию мусора, льяльных вод, указания по мойке, дегазации танков и подготовке грузовых помещений и т. д.);
информация по технической эксплуатации (указания о подготовке или ремонте технических средств, механизмов, корпусной части, указания о проведении профилактических мероприятий и предоставлению отчетов по ним, информация о технических неполадках на других судах и рекомендации по предотвращению подобных неполадок, указания о предоставлении отчетов по отработанным часам по техническому обслуживанию, о техническом состоянии механической части судна, указания о закупке и использовании запасных частей, указания о ремонте грузовых систем и механизмов и т. д.);
информация по коммерческой эксплуатации (указания капитанам о проработке соответствующих статей
договора о морской перевозке, чартеров, условий перевозок, информация об изменениях в нормах погрузки-выгрузки в иностранных портах, судовых сборах, информация о порядке разрешения коммерческих вопросов
в иностранных портах, информация об агентировании и страховании и т. д.);
информация общественных организаций (указания по подготовке и предоставлению отчетов по работе: проф-
союзного комитета, бюро комсомола, Совета «Красного уголка», технико-экономического совета, спортивного
совета, редколлегий стенной газеты, фотогазеты и радио-газеты, общества «Знание» и других обществ, группы народного контроля, хозяйственной комиссии, общественной досмотровой комиссии, судового бюро общества дружбы с зарубежными странами, общественных консультантов, Совета наставников, указания о проведении отчетно-выборных собраний в общественных организациях, об уплате членских взносов, о постановке на учет и т. д.);
кадровая и социально-бытовая информация (информация о подменах, отпусках, отгулах, указания о передвижениях по службе, о выдвижении кандидатов на должности, о переаттестации, о предоставлении предложений об улучшении питания, быта, обслуживания экипажа, информация о наличии путевок в санатории, лома отдыха, туристические и пионерские лагеря и т. д.).
Интересно соразмерить объем поступающей на судно информации с возможностью человека по ее переработке. Пропускная способность информационных каналов обычно исчисляется в бит/с. Бит — двоичная единица измерения количества информации. Информационная емкость цифровой информации рассчитывается по формуле Hц = log210 емкость буквенной информации по формуле Hб=log232.
т. е. информационная значимость одной десятичной цифры равна 3,3 бит, а одной буквы русского алфавита 5 бит. Пропускная способность человека при чтении и анализе алфавитно-цифровой информации равна 2,3 бит/с. С учетом того, что работа судна проходит на границе двух (океан и атмосфера) или трех (океан, атмосфера и суша) сред и под воздействием различных факторов (технических, экономических, социальных и природных) на вход управляющей подсистемы должна поступать информация об этих факторах. Часть их проявляется в виде управляющих воздействий, другая — возмущений, третья — параметров судовой производственной системы или параметров управления ею. Технические факторы выступают в качестве: технико-эксплуатационных, определяющих возможности использования судна как транспортного средства для безопасной перевозки груза и людей;
энергетических, характеризующих энерговооруженность отдельных судовых устройств, систем и всего судна в
целом;
эргономических, обеспечивающих производственные условия, организацию труда судовых экипажей, комфорт и безопасность работников;
гидрографических, характеризующих оснащенность района плавания техническими системами и средствами
обеспечения безопасности мореплавания;
гидротехнических, обеспечивающих безопасность плавания и стоянки судна при взаимодействии с различными гидротехническими сооружениями и устройствами.
К экономическим факторам относятся:
коммерческо-эксплуатационные, определяющие достяжение максимального эффекта в сфере коммерческих
взаимоотношений между судном и его клиентурой, посредническими организациями и смежными видами транспорта, а также между отдельными хозрасчетными подразделениями морского транспорта в связи с осуществлением транспортных операций;
технологические, определяемые совокупностью свойств груза, формирующих условия и технику его перевозки и хранения;
производственно-экономические, характеризующие производительность и эффективность работы отдельных
служб и всего судна в целом;
организационные, определяющие структуру и характер взаимодействия и взаимоотношения между отдельными судовыми службами, а также между судном и вышестоящими органами управления и внешними организациями и подразделениями.
Социальные факторы выступают в виде:
социально-политических, характеризующих системы общественного и государственного устройства нашей страны и государства посещения, основанные на определенных общественных отношениях и политической организации общества;
социально-экономических, характеризующих социально экономический уровень развития нашей страны и го-
сударства посещения и особенности экономических взаимоотношений между ними;
правовых, обеспечивающих юридические нормы государственного и морского регулирования взаимоотношений между судном и соответствующими институтами нашего государства и государства посещения, между отдельными судами, внутри судового экипажа;
психологических, характеризующих каждого члена судового экипажа или работника береговых организаций
как личность и раскрывающих психологические явления и процессы, характерные для нее;
социально-психологических, выражающих совокупность устойчивых качеств, типичных для данного судового
экипажа или берегового подразделения, коллективных форм сознания и неосознанной совместной психической деятельности, общих чувств, состояний и волевых процессов.