Римское парусное судно и римская бирема
В середине III в. до н.э. стало быстро развиваться судостроение на Апеннинском полуострове. Прототипом римских судов послужили суда Греции и Карфагена. Основной причиной быстрого развития римского флота явились Пунические войны между Карфагеном и Древним Римом (264-146 гг. до н.э.). В последнем столетии его рост стимулировался имперской политикой Римского государства. Военные корабли Рима, как и Греции, получили название в зависимости от числа рядов весел: бирема, трирема, квадри-рема, квинквирема и т.д. Основную часть флота составляли квинквире-мы. Для борьбы с пиратами, а также для патрульной службы и связи использовали биремы, а с 1 в. н.э. — либурны, легкие быстроходные гребные суда с одним рядом весел и одной мачтой.
Бирема — гребное военное судно Рима VIII-I вв. до н.э. После модернизации, связанной с облегчением конструкции и снятием с палубы тяжелых башен для лучников, биремы как посыльные суда и суда для борьбы с пиратами использовались еще в I в. н.э. Характерной особенностью является узкий кринолин — парадос — конструкция за линией наружной обшивки корпуса корабля, служившая для предохранения борта от повреждения во время абордажного боя. В верхней части корпуса вдоль бортов выступали брусья, на которых находились уключины весел верхнего ряда. Весла нижнего ряда проходили сквозь отверстия в бортах. Посередине биремы вдоль диаметральной плоскости расположена немного приподнятая платформа для воинов — ката-строма. Основное вооружение биремы — подводный таран в носовой части. Кроме того, на борту, как правило, находились пращники и лучники. В качестве вспомогательного движителя бирема имела прямоугольный парус на подъемной мачте. Водоизмещение судна 60-100 т, длина 25-38 м, ширина 4,5-5,5 м, осадка 1-1,5 м, экипаж 50-100 человек, не считая 60-100 воинов. Торговые суда римлян строились из пинии, обшивка крепилась на деревянных шипах, подводная часть корпуса покрывалась шерстью, тировалась (смолилась), а затем обкладывалась свинцовыми листами на медных гвоздях. На палубах устанавливали примитивные грузовые стрелы. Установленная в центре округлого, прочно сработанного корпуса мачта несла прямой парус, который был усилен двумя треугольными парусами, похожими на более поздние лиселя. В носу — короткая наклонная мачта типа бушприта с небольшим парусом — артемоном. Наличие артемона являлось серьезным шагом вперед, поскольку благодаря ему появилась возможность ходить при боковых ветрах. Круто изогнутая корма венчалась акростелем в виде головы лебедя. На выступающих кормовых балконах — кринолинах — крепилась пара мощных рулевых весел. На римских зерновозах впервые появилось надпалубное помещение — прообраз мостика. Там же располагались хозяин и пассажиры. Изображенный зерновоз относится к 50-м годам н.э. Длина его 27 м, ширина 7,5, осадка 2-2,5 м. Такое судно должно было иметь вместимость не менее 250-300 т.