Таможенный и пограничный режимы
Согласно законодательству Советского Союза, грузы, которые перемещаются через государственную границу СССР, подлежат таможенному контролю. Управление таможенным делом на территории СССР относится к ведению МВТ и осуществляется через входящее в его состав Главное таможенное управление. Главное таможенное управление осуществляет свою деятельность на основании Таможенного кодекса СССР. Под грузом понимают всякого рода предметы, перемещаемые через государственную границу СССР, включая багаж и почтовые отправления. Таможенный контроль осуществляют за грузами:
ввезенными из-за границы — со времени прибытия и до выпуска их таможенным учреждением внутрь страны;
вывозимыми за границу — со времени предъявления таможенному учреждению и до выпуска их за границу, транзитными — со времени прибытия из-за границы и до выпуска их за границу;
перевозимыми из одного таможенного учреждения в другое — до выпуска их внутрь страны или за границу.
Выгрузку, погрузку, перегрузку грузов, а также исправление повреждений, вскрытие или переупаковку грузовых мест производят только с разрешения таможенного учреждения, которое отводит для этой цели специальные места.
Суда, направляющиеся за границу и возвращающиеся из-за границы, подлежат таможенному контролю,который осуществляют посты на контрольно-пропускных пунктах (КПП). Нормы времени стоянки судов под оформлением таможни и КПП устанавливают по согласованию ММФ. Правила контроля транспортных средств устанавливает МВТ и согласовывает с ММФ. Запрещается передача на берег или другое судно каких-либо предметов без ведома таможни.
Если судно вследствие аварии или ледостава не сможет подойти к месту, где есть КПП и таможенное учреждение, выгрузка судна допускается и в местах, где отсутствует таможенный пункт. Но в этом случае капитан обязан принять все меры к сохранности грузов, а ближайший порт, где есть таможенный пункт, должен направить работников таможни к месту выгрузки Капитан судна, прибывшего из-за границы, обязан представить таможенному учреждению письменное показание по специально установленной форме, к которому прилагают: манифест, коносаменты и прочие документы, которые следуют вместе с грузами; список пассажиров, а также других лиц, не входящих в состав экипажа; список членов экипажа судна (судовую роль); опись продовольствия и снабжения, а также перечень вещей, принадлежащих капитану и другим членам экипажа;
сведения о валюте и валютных ценностях, находящихся в судовой кассе или принадлежащих капитану и другим
членам экипажа; прочие судовые документы (по требованию таможни).
После того как капитан судна предъявит все документы, таможенное учреждение производит осмотр судна,
причем капитан или иное уполномоченное капитаном лицо обязаны открывать все имеющиеся на судне помещения. Таможенное учреждение может разрешить выгрузку грузов, не предназначенных данному порту, если на то будет требование капитана.
Грузы, предназначенные к выгрузке в данном порту, должны быть предъявлены таможне. Если грузы, предназначенные в данный порт, не прибыли по причине аварии или утраты, то капитан обязан в течение 48 ч представить таможне справку о том, что им сделано соответствующее заявление в порту СССР или консулу СССР за границей об аварии или утрате груза. По окончании выгрузки работник таможни осматривает судно. О результатах выгрузки составляют акт, который подписывают капитан, сотрудники таможни и работники порта.
Спасенные в море грузы с потерпевших аварию судов подлежат таможенному контролю с соблюдением правил МВТ и ММФ.
Перед отходом судна за границу капитан советского судна обязан представить в таможню показания капитана, грузовую декларацию, список валютных ценностей, декларации всех членов экипажа, судовую роль и список пассажиров, прочие документы по требованию таможенного учреждения. Если судно покидает порт на время ввиду действий непреодолимой силы (урагана, течения и т. д.), то согласия таможни на выход судна из порта не требуется. Таможня дает отход судну после уплаты им всех причитающихся с него платежей или гарантий кредитоспособных учреждений об оплате платежей. В том случае, когда уплата не произведена и гарантии отсутствуют, таможня делает заявление порту о задержании судна. Впуск грузов производит таможенное управление при наличии разнарядок всесоюзных внешнеторговых объединений или разрешений на ввоз для грузов, принадлежащих внешнеторговым объединениям, о чем делается отметка на манифесте.
Оформление погрузки судов при отходе за границу производит таможня. До начала погрузки груза на судно местная контора В/О «Союзвнеш- транс» или транспортно-экспедиционная контора другого всесоюзного объединения обязана представить в таможню погрузочное поручение или грузовой список, в которых должны быть указаны: номер погрузочного поручения или списка, наименование судна, порт отправления и назначения, наименование и количество груза, маркировка грузовых мест. На всех экземплярах погрузочного поручения или грузового списка после проверки правильности заполнения их реквизитов таможенное учреждение проставляет штамп.
Портовое управление обязано информировать таможню о начале грузовых работ. Если после погрузки экспортного груза судно идет не за границу, а в промежуточный порт, например в попутный советский порт для бункеровки, то таможня порта погрузки заполняет и выдает капитану «Показания капитана», делая об этом отметку в манифесте на груз. Таможня в порту захода судна делает на «Показаниях капитана» необходимые отметки. Перед отходом судна за границу после получения от капитана всех необходимых документов таможня проводит досмотр судна. После оформления таможенных формальностей работник таможни снимает пломбы с помещений, о чем делает отметку в «Показаниях капитана». Портовое управление дает разрешение на отход судна только в том случае, если нет возражений со стороны таможенного управления и КПП. Согласие таможенного управления на отход судна из советского порта удостоверяют проставлением штампа на судовой роли.
Пропуск лиц через государственную границу Союза ССР разрешается только при наличии установленных и надлежащим образом оформленных документов на право въезда в пределы или выезда за пределы СССР и производится в местах расположения КПП пограничных войск. На членов экипажа, пересекающих границу, составляют судовую роль, на пассажиров — список пассажиров.
Согласно Международной конвенции, к членам экипажа относятся лица, действительно занятые во время рейса на борту судна выполнением обязанностей, связанных с эксплуатацией судна или обслуживанием на нем, и включенные в судовую роль. Транспортные средства, за исключением воздушных, пропускают через границу только на КПП.