Банданы, серьги, крюки и прочее
Большинство из нас при слове «пират» сразу рисует в воображении хмурого головореза в разноцветном одеянии, с платком-банданой на голове и серьгой в ухе. На самом деле, настоящие пираты выглядели совсем по-другому.
Моряки носили примерно одинаковую одежду, независимо от того, служили они на пиратских кораблях или купеческих и военных судах. До появления в XIX веке ткацких фабрик одежда была очень дорогой, и большинство моряков имели лишь один ее комплект, который носили не снимая, пока он не приходил в полную негодность. У пиратов, правда, была некоторая возможность обновить свой гардероб за счет своих жертв, однако сложно сказать насколько реальной такая возможность была: вряд ли одежда простого моряка, залитая кровью и изрубленная в абордажной схватке была привлекательным трофеем, а дорогую изысканную одежду можно было хорошо продать, поэтому ее приравнивали к общим трофеям команды и сбывали наравне с остальным награбленным добром в портовых рынках.
В отличие от быстро менявшейся моды в богатых слоях общества одежда моряков изменялась довольно медленно. Обычно моряки ходили босыми. С 1500-х годов они стали носить свободные, мешковатые штаны, обрезанные между коленом и лодыжкой. Всё это имело вполне рациональное объяснение. В башмаках сложнее ходить по скользкой палубе или карабкаться по веревочной лестнице, а короткие и свободные штаны позволяют быстрее двигаться. Кстати, обувь стоила в то время тоже очень дорого.
В хорошую погоду моряки в тропических широтах на борту корабля носили только штаны. Сходя на берег, офицеры и матросы надевали тунику до колен — цельную одежду, напоминавшую длинную рубашку, перепоясанную в талии. В средние века матросы носили аналогичные туники и удлиненные чулки, плотно обтягивающие ноги.
В XVI веке моряки носили очень свободные штаны, называемые «слоппами» (sloops), которые закрывали ноги чуть ниже колен, чулки и тунику до бедер, которая превращалась в рубашку, когда ее заправляли в штаны. На борту корабля капитаны ходили примерно в такой же одежде, как большинство матросов, но, сходя на берег, одевались более изысканно.
Сэр Уолтер Рейли, сэр Френсис Дрейк, Томас Кэвендиш, Жак де Сор, Франсуа Ле Клерк и другие джентльмены носили костюмы, соответствующие их положению. Это были либо рейтузы, либо сочетание рейтузов с бриджами (штаны, плотно обтягивающие ноги, или свободные штаны с лентами или подвязками у колен). Сверху одевали камзолы, куртки и плащи. Шею обматывали широким рюшем, и почти каждый капитан носил бороду и усы.
Как и прочие моряки XVII века, пираты Карибского моря носили свободные штаны, обрезанные чуть ниже колен, а в холодную ветренную погоду — шерстяные чулки и блузу до бедер или куртку. Многие носили «женские штаны». Очень широкие, они напоминали разделенную юбку до колен или штаны, которые называли кюлоттами.
В XVIII столетии моряки, плававшие в прохладных широтах Атлантического океана и в северных морях, предпочитали носить широкие штаны до лодыжек, льняные рубашки и синие или серые плотные куртки до бедер (голландские моряки в холодную погоду носили более длинные штаны и куртки).
Как правило, одежда была изготовлена из плотной шерсти, но иногда моряки сами шили себе одежду из поврежденных парусов. Буканьеры, охотники за животными, часто шили грубые рубашки, штаны и прочую одежду из шкур убитых зверей. Верхняя одежда (куртки, плащи) обычно была темного цвета, ее часто пропитывали смолой для защиты от холода и воды.
Имея, зачастую, лишь один комплект одежды, на борту корабля пираты ходили грязными и оборванными. Однако на берегу некоторые капитаны шокировали публику, одеваясь как люди знатного происхождения. Предводители киликийских пиратов носили туники и тоги, как римские патриции. В 1603 году Кристофер Олоард настаивал на том, чтобы его повесили в одежде из бархата и шелка. Бартоломью Робертс перед сражением надевал малиновый дамаскский жилет и брюки, шляпу с красным пером и алмазный крест на золотой цепочке.
Довольно мало пиратских фильмов точно воспроизводят одежду изображаемой эпохи. В фильмах о временах английской королевы Елизаветы I герои тщательно выбриты и появляются при дворе в довольно мрачной одежде. В фильмах о Карибском море не показаны пираты в «женских штанах». Это вполне понятно, так как исторически точное воспроизведение костюмов может противоречить основной идее фильма. Например, в кинофильме «Морской ястреб» Эррол Флинн изображен очень мужественным человеком, хотя настоящий костюм, в котором он должен был бы ходить на самом деле, показался бы современному зрителю женственным и совершенно неуместным. Негодяи, вроде Эдварда Тича выглядели бы смешными, а не злобными, если бы появились на экране в широких «женских штанах», хотя Тич ходил именно в «женских» штанах.
Иногда можно встретить изображения пирата с железной культей руки в виде крюка. На самом деле никаких крюков пираты не носили. Впервые крюк появился в 1904 году в произведении Дж.М. Бэрри «Питэр Пэн», где у одного из отрицательных героев — Капитана Крюка — был вместо одной руки железный крюк. Из-за большой популярности этой детской сказки его герои и атрибутика тоже получили большое распространение. Сам же Бэрри позднее вспоминал, что писал именно «сказку из детских снов» и нарочно делал своих героев не похожими на действительность. В том числе и ужасного Капитана Крюка.
В некоторых материалах пираты Карибского моря иногда изображаются с «цыганскими» кольцами (медными или золотыми) в одном или обоих ушах. В реальной жизни, после запрета в XIII веке католической церковью всякие украшательства человеческого тела, европейские мужчины носили серьги (а не кольца!) лишь в XVI столетии. Даже женщины перестали носить серьги в более поздние эпохи, когда длинные волосы, парики или головные уборы стали закрывать уши.
В 1500-х годах, когда стала модной короткая стрижка, испанские и английские дворяне, допускавшиеся к королевскому двору, иногда надевали серьги. Но это были серьги с жемчугом или драгоценными камнями, а не металлические кольца. Сэр Уолтер Рэйли, сэр Френсис Дрейк, граф Камберленд и сэр Энтони Шерли, возможно, носили серьги при дворе, но оставляли их в шкатулке, уходя в рейс. Во Франции серьги на короткое время вошли в моду при отличавшемся гомосексуальными наклонностями короле Генрихе III (1551 — 1589).
Серьги перестали носить в 1600-х годах, когда аристократы снова стали предпочитать волосы до плеч. В Англии мода на серьги у мужчин, немыслимая при пуританах, не возобновилась после реставрации монархии в 1660 году.
Бытует легенда, что кольца в ухе носили матросы, совершившие кругостветное плавание. Возможно, сейчас моряки так и делают, однако и эта легенда не находит никаких документальных подтверждений о том, что так делали моряки XVI-XIX веков, а потому так и остается красивой легендой.
Еще одна легенда гласит, что золотое кольцо в ухе носили, чтобы выброшенное на берег тело погибшего моряка нашедший предал земле, а кольцо взял себе в уплату. Легенда, бесспорно, красивая, но опять-таки не находит никаких подтверждений.
В этой легенде, однако есть некое истинное зерно: иногда моряки носили в ухе золотую или серебряную монетку. Делалось это для того, что если моряк погибнет в море и тело его выбросит на берег, то нашедший его должен похоронить по христианскому обычаю, а в качестве оплаты забирал себе монетку. Однако, судя по всему, этот обычай не пользовался большой популярностью.
Происхождение мифов о серьгах и кольцах является довольно туманным. О них не упоминают ни Эксквемелин (1678), ни Чарльз Джонсон в своей «Общей истории» (1724 — 1728). Они отсутствуют также в романах XIX столетия, таких как «Книга пиратов» (1837 г.), «Остров сокровищ» (1883) и «Питер Пен» (1904). В 1890-х годах
Говард Пайл (Howard Pyle) впервые упомянул серьги в тексте и изобразил в иллюстрациях. Правда, его пираты щеголяют в серебряных серьгах с драгоценными камнями,а не с цыганскими кольцами. Пайла можно считать первым, кто изобразил пирата с серьгой в ухе. Ну, а пират с кольцом — это уже плод воображения художников века двадцатого.
Довольно сложный вопрос с ношением пиратами головныхплатков-бандан. Существует масса изображений, однако все они поздние, принадлежат перу художников, живших в XIX-XX вв. Очевидно, что эти изображения сделаны не современниками пиратов, поэтому доказательством являться не могут. Пока самое раннее найденное изображение головного платка принадлежил перу художников Бенджамина Уэста и Джона Трамбула на картине «Битва у Ла Хог» (Benjamin West, John Trumbull «The Battle of La Hogue»), а также на картине Уэста «Смерть капитана Нельсона»
(Benjamin West «The Death of Nelson», 1806). На обеих картинах есть изображения трех военных моряков в красных головных уборах, очень похожих на платки. Поскольку обе картины написаны художниками-современниками изображенных событий, то можно предположить, что одежда (в том числе и головные платки) срисованы с натуры. То есть, можно утверждать, что на рубежеXVIII-XIX веков цветные головные платки могли быть использованы простыми моряками. Можно ли теперь утверждать, что и за 100 лет до того они использовались в качестве головного убора моряков и пиратов? Если не следовать строго науке и научным методам, то да. Если все-же придерживаться фактов, то пока такие утверждения делать преждевременно.
К тому же по-прежнему остается открытым вопрос о том, насколько массово (традиционно) это было? Скажем, когда пришла мода на треуголки, то их носили практически повсеместно, когда пришла мода на цилиндры или котелки — все моряки почти поголовно изображены в них. И всё это прекрасно проиллюстрированно художниками, рисовавшими, в том числе и с натуры! А вот с платком-банданой такого не произошло.
Разумеется, некоторые оригиналы могли носить головные платки, или использовать в их качестве просто куски материи. Но речь в этой статье идет не о единичных случаях, а о традиционной одежде, формирующий некий образ морского разбойника той или иной эпохи.
Также пираты в море не носили широкополых шляп, которые, очевидно, были бы сорваны первым же ветром. Вместо платков и шляп пираты носили туго сидящие шапки, часто с ушными клапанами, которые обязательно имели веревочки для подвязывания снизу.