Циркуляция судна

Под поворотливостью судна подразумевается его способность изменять направление движения под воздействием руля (средств управления) и двигаться по траектории данной кривизны. Движение судна с переложенным рулём по криволинейной траектории называют циркуляцией. С погрешностью ±5 % можно считать, что скорость транспортных судов на циркуляции с рулём на борту при повороте на 60О составляет 80%, на 90О – 73%, на 180О – 58% первоначальной.   Циркуляция судна разделяется…

ГЛУБИНЫ. РЕЛЬЕФ ДНА. ГРУНТ

  В южной части пролива Зунд глубины преимущественно 8-16 м, а в северной части 15-30 м. Наименьшие глубины, лимитирующие проход проливом Зунд при среднем уровне воды, находятся в его южной части: на фарватере прохода Дрогден 7,7 м и на фарватере прохода Флинтреннан 7,2 м.   На фарватере пролива Большой Бельт глубины около 25 м.   В южной части пролива Малый Бельт преобладают глубины около 25…

Плавание Балтийскими проливами

  Балтийские проливы хорошо оборудованы береговыми и плавучими маяками, светящими знаками, огнями и плавучими предостерегательными знаками. На некоторых средствах навигационного оборудования установлены радиолокационные маяки-ответчики. В проливах установлены рекомендованные пути для судов с различной осадкой, а в районах интенсивного судоходства и в наиболее сложных в навигационном отношении районах имеются системы разделения движения судов.   Тем не менее, плавание Балтийскими проливами, особенно для больших судов, сопряжено с…

Управление судном в проливах, шхерах

ПЛАВАНИЕ СУДНА В РАЙОНЕ СО СТЕСНЕННЫМИ УСЛОВИЯМИ. Плавание в районе со стесненными условиями является одним из наиболее сложных видов плавания. Оно характеризуется близостью судна к надводным и подводным морским навигационным опасностям, резким изменением глубин, извилистостью фарватера, канала или другого судоходного пути, быстротечностью изменения окружающей обстановки, а также ограничениями в скорости, осадке и возможностях маневрирования судна. Во время плавания в районе со стесненными условиями на мостике…

Управление судном при буксировке

Буксирный канат закреплен на буксировщике и буксируемом судне, и караваи начинает двигаться. Этот момент является ответственным, так как при движении со значительным ускорением в буксирной линии может возникнуть чрезмерное усилие. Когда буксирный канат начинает обтягиваться, необходимо машину застопорить и в дальнейшем увеличивать скорость понемногу. Полную длину буксирного каната устанавливают по выходе на достаточную глубину. Изменять курс следует плавно, избегая крутых поворотов даже в том случае,…

Как приготовиться к аварийной буксировке, процедуры буксировки

Буксировка аварийных судов является сложной и ответственной операцией, в большинстве случаев не планируемой, требующей быстрых решений.   Если аварийное судно имеет повреждения, то до начала буксировки усилиями экипажа аварийного судна, а при необходимости и с помощью экипажа судна-буксировщика следует обеспечить его живучесть, восстановить плавучесть и остойчивость.   Подготовка к буксировке аварийного судна предусматривает: удифферентование для лучшей управляемости; максимальное уменьшение крена; подготовку к действию стационарных и…

РАЗГОН СУДНА И ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДВИЖЕНИЯ

  При разгоне судна его двигатель, первоначально находящийся в стадии покоя, после пуска быстро выходит на заданную частоту вращения. Затем реверсивное устройство переводят в положение переднего хода. При рассмотрении всего этапа разгона судна этот период может быть исключен, так как судно практически не полу­чает заметного приращения скорости. Основное уравнение движе­ния судна при разгоне     где Т — упор винта на переднем ходу. С целью…

Маневр торможения судна

  Важнейшими характеристиками маневров торможения судна являются время t, путь торможения S(t) и скорость V(t). Для практики важен наиболее эффективный способ остановки движения — торможение судна с помощью гребного винта. Длина тормозного пути при этом зависит от нескольких основных факто­ров: водоизмещения судна, начальной скорости, типа энергетиче­ской установки и ее мощности, характеристик гребного винта. Изменение направления вращения гребного винта (реверсиро­вание) совершается для изменения движения судна (вперед,…

Управляемость судна на заднем ходу

Под управляемостью судна на заднем ходу понимается его спо­собность удерживать” или изменять направление своего движения; назад. Необходимость рассмотрения данного движения судна: объясняется тем, что часто встречаются случаи маневрирования на ограниченной акватории, при отходе от причала, при разворотах в узкостях. На практике установлено, что управляемость судна на заднем ходу значительно хуже, чем на переднем. Известно, что-расположение руля в передней части объекта по ходу его движения всегда…

Какие действия осуществляются перед специальной посадкой судна на мель и после неё

Преднамеренной посадке на мель, вызванной угрозой затопления судна на большой глубине, предшествует выбор места посадки, и ряд подготовительных мер. Выбор места для преднамеренной посадки должен производиться с учетом всех обстоятельств, которые могут повлиять на дальнейшее состояние судна. Если есть возможность выбирать, нужно выбрасывать судно на отлогий берег и на нескальный грунт курсом, перпендикулярным направлению изобат, чтобы уменьшить вероятность опрокидывания при потере поперечной остойчивости. Скорость хода…