Загрузка...

Муниципальным является и один из крупнейших портов мира — Роттердам, который контролируется муниципальными властями порта. Оборудование, принадлежащее городу, передано в аренду частным компаниям (судоходным, стивидорным и т. д.). В Великобритании функционируют различные порты как автономные, так и частные. Примером автономного порта может служить Лондон, который наделен большими правами, в частности на основании «The Port of London Act» 1968 г., а частновладельческого — порт Манчестер, который действует на основании «The Manchester Ship Canal Act 1885». Согласно Акту были созданы гавань и порт Манчестер и Компания с капиталом 8, 8 млн. ф. ст., которая наделена правами портовых властей и управляет вновь созданным портом.
В середине 70-х гг. лейбористское правительство приняло решение о национализации портов, однако не смогло его выполнить. Примером для Великобритании послужила Канада, где еще в 1936 г. основные порты — Галифакс, Сент-Джон, Шикутими, Квебек, Монреаль, Ванкувер были переданы в подчинение Национального совета портов, состоящего из четырех человек и расположенного в Оттаве. Совет обладает юрисдикцией над всеми указанными портами, управляет и контролирует все работы и свою собственность, находящуюся в портах. Совет наделен большими полномочиями. Он имеет право задержать любое судно в том случае, если оно не уплатило причитающихся сборов или причинило ущерб собственности совета, до тех пор, пока сумма, причитающаяся совету, не будет уплачена или не будет предоставлено соответствующее обеспечение (кстати, подобными же правами обладают власти лондонского порта в силу закона 1968 г.).
В социалистических странах морские торговые порты принадлежат государству и обычно входят в состав министерства, ответственного за работу транспорта. Интересно правовое положение порта Констанца после реорганизации, проведенной в 1978 г. Согласно Декрету № 293/1978 о ряде мер по организации деятельности в порту Констанца (Официальный бюллетень Социалистической Республики Румынии № 73 от 9 августа 1979 г.) предприятие портовой эксплуатации Констанца, подведомственное Министерству транспорта и связи, реорганизовано. Оно осуществляет загрузку и разгрузку судов, вагонов и средств автотранспорта с массовыми грузами и с теми, которые перевозятся на линейных судах, в баржах и контейнерах. Предприятие осуществляет лоцманскую проводку, поддержание причалов, фарватеров, сигнальных устройств, эксплуатацию плавучих кранов и других специальных портовых установок, организацию спасательных операций и борьбу с загрязнением. Все остальное оборудование и установки переданы предприятиям других министерств, действующих в порту. Например, предприятие по портовой эксплуатации металлургических изделий Министерства металлургической промышленности осуществляет загрузку и разгрузку судов и вагонов с рудой, углем, прокатом; предприятие по портовой эксплуатации изделий машиностроения осуществляет операции с машинами,оборудованием; агентство по портовой эксплуатации — изделий из дерева и строительных материалов; Министерство лесной промышленности и строительных материалов осуществляет перегрузочные работы с деревом, цементом и другими строительными материалами; предприятие Министерства химической промышленности производит подобные работы с нефтяными изделиями, фосфатами, удобрениями; предприятие Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности — с зерном; предприятие портового холодильника этого же министерства — с сельхозпродуктами и импортными пищевыми продуктами. Министерство транспорта и связи осуществляет функции единственного координатора портовой деятельности и отвечает за общее развитие порта Констанца.
В целях повышения эффективности деятельности морских портов в различных регионах созданы соответствующие ассоциации, функции которых определены по-разному. Так, порты Испании, Франции и Италии, расположенные в северо-западной части Средиземного моря, имеют организацию для обмена идеями и информацией. Каждый порт назначает одного из ответственных членов администрации, который отвечает за повседневное выполнение определенной функции и результаты обмена мнениями периодически обсуждаются на пленарных заседаниях директоров. Существует Ассоциация портовых властей Северной Америки. В Центральной Америке создана собственная ассоциация портов, которая играет действенную роль в регионе. Внутри Организации американских государств действует Постоянный технический комитет по портам, который много сделал для портов латиноамериканских стран в части повышения уровня организации работ и портовой администрации.
В целях сотрудничества во всех сферах перевозок и особенно в сфере организации и управления портов, упрощения соответствующего законодательства и процедур 12 октября 1972 г. была создана Ассоциация портов Западной и Центральной Африки. В соответствии с Уставом ассоциации она имеет Совет, Секретариат и такие органы, которые Совет посчитает необходимым создать. Основными целями ассоциации являются: сотрудничество, улучшение и стандартизация операций и обслуживания в африканских портах; обеспечение с участием властей других портов и гаваней и заинтересованных правительств, скоординированное развитие и деятельность членов ассоциации; установление и поддержание взаимоотношений с транспортными организациями, ассоциациями, международными организациями и правительствами по вопросам, представляющим интерес для членов ассоциации; предоставление возможности для обмена мнениями по общим проблемам. Ассоциация является юридическим лицом и действует в соответствии с законодательством страны пребывания. Она и все ее органы устанавливают и поддерживают тесные связи с Экономической комиссией ООН для Африки и Организацией африканского единства. Любой спор, относящийся к толкованию или применению Устава, передается на решение Совета. Если Совет не сможет принять решение или если оно не удовлетворяет членов ассоциации, любая сторона может передать спор на рассмотрение арбитража. 19 апреля 1973 г. была создана Ассоциация портов Восточной Африки, Устав которой аналогичен Уставу Ассоциации портов Западной и Центральной Африки. Ассоциация портов Северной Африки с таким же Уставом была создана 19 июня 1974 г.
Регулирование деятельности свободных зон портов осуществляется на основе национального законодательства. В свободные зоны портов суда могут входить, выходить, грузиться и выгружаться без осуществления таможенных формальностей. Только тогда, когда груз пересекает границу зоны, они подлежат соответствующему таможенному контролю и уплате пошлин. Основное назначение таких зон — разрешить временный ввоз товаров для таких операций, которые необходимы в интересах порта или страны (реэкспорт, перегрузка для дальнейшей отправки и т. д.). В ФРГ свободные порты (зоны) определяются как “места вне таможни”. Во Франции они считаются, с коммерческой точки зрения, нейтральными экстерриториальными участками земли, которые рассматриваются как иностранная территория. Сюда могут заходить свободно суда всех стран с любыми грузами с целью хранения, перегрузки и вывоза без формальностей и ограничений и выполнения таможенных требований до тех пор, пока грузы не пересекут границу зоны. В Швеции свободный порт рассматривается как иностранная территория в смысле таможенных и иных сборов. Таможня, однако, имеет право проверять здания, открытые площади, транспортное оборудование и грузы в свободном порту.
Согласно законодательству США любой корпорации может быть предоставлено право установить свободную зону в портах или районах, прилегающих к портам. Каждый порт может иметь по крайней мере одну свободную зону (при выдаче разрешения предпочтение отдается публичным корпорациям-штатам, муниципалитетам и т. п.). Иностранные и местные грузы могут быть доставлены в свободную зону для складирования, продажи, переупаковки, сортировки, очистки, смешивания с другим товаром, экспозиции, сборки и т. д. Когда грузы направляются в таможенную территорию США, к ним применяется законодательство, относящееся к импортным товарам.
Свободные зоны имеются во многих портах мира, в том числе в Роттердаме, Амстердаме, Гамбурге и т. д. В Швеции есть три свободных порта, в том числе Гетеборг. Компания свободного порта Гетеборг имеет Совет, аналогичный Совету порта и Генерального директора, который одновременно является Генеральным директором порта Гетеборг. Практически компания действует как вспомогательный орган портовых властей.
Своеобразен правовой режим свободного порта Сулина, установленный Декретом о свободном порте Сулина (Декрет № 294/1978, опубликован в Официальном бюллетене Социалистической Республики Румынии № 73 от 9 августа 1977 г.). Согласно Декрету зона свободного порта охватывает нынешнюю территорию Сулина. В свободном порту можно осуществлять складирование, сортировку, упаковку, производство, обработку, проверку, продажу и покупку грузов. Проведение этих видов деятельности зарубежными фирмами осуществляется на основе кооперирования со специализированными румынскими экономическими организациями, в том числе путем создания смешанных обществ. Средства транспорта и грузы освобождены от уплаты таможенных и фискальных сборов. При прибытии и отбытии средства транспорта и грузы контролируются таможней. Для управления портом создана Администрация свободного порта Сулина, являющаяся специализированным внешнеторговым предприятием, входящим в состав Министерства внешней торговли и международного экономического кооперирования. Администрация осуществляет функции портовых властей и одновременно вправе совершать внешнеторговые операции. Она оказывает портовые услуги, организует агентирование и снабжение иностранных судов.
Оборудование и содержание причалов в свободном порту Сулина возложено на Министерство транспорта и связи.
Большое значение свободные зоны в портах имеют для внутриконтинентальных государств и транзита их грузов. Такие зоны создаются по соглашению между заинтересованными государствами. Например, свободная зона для Боливии создана в порту Барранкерас (Аргентина) Соглашением от 12 сентября 1964 г. В этой зоне разрешается хранение, перегрузка, переупаковка товаров. Боливия может помещать в зону своих таможенных чиновников для контроля над товарами. Между Мали и Сенегалом заключено Соглашение об использовании портовых сооружений Сенегала для транзитных грузов. Многолетняя практика показала, что беспошлинная свободная зона в порту государства транзита может быть весьма полезной для внутри-континентального государства. При подготовке проекта Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств группа афро-азиатских внутриконтинентальных стран внесла проект статьи, в которой говорилось, что прибрежное государство обязано предоставить соседней стране, не имеющей выхода к морю, свободные зоны в своих портах, которые будут находиться под контролем таможенных властей внутри-континентального государства, который не был принят большинством конференции. Статья 8 Конвенции, посвященная свободным зонам, не содержит развернутого определения свободной зоны, не предписывает их создание, но отмечает, что они могут создаваться по соглашению между заинтересованными государствами. В Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. включена специальная ст. 128 “Беспошлинные зоны и другие таможенные льготы”. Согласно этой статье для удобства транзитного движения могут быть предусмотрены беспошлинные зоны или другие таможенные льготы в портах входа и выхода в государствах транзита по соглашению между этими государствами и государствами, не имеющими выхода к морю. Киотская Конвенция содержит специальное приложение, посвященное свободным зонам. Согласно Конвенции национальное законодательство устанавливает требования, относящиеся к созданию зон, виду грузов, допускаемых в зоны, и характеру операции, которые допускается с ними производить. Различают коммерческие и индустриальные свободные зоны. В коммерческих зонах изготовление и переработка товаров обычно запрещены. Товары, поступившие в индустриальные свободные зоны, могут быть переработаны. Национальное законодательство устанавливает порядок регулирования деятельности зон и ее администрацию (это могут быть таможенные и портовые власти, физические или юридические лица). Таможенные власти определяют требования к сооружению и расположению зоны и организации таможенного контроля. Они вправе осуществлять проверку в любое время товаров, находящихся в свободной зоне у любого лица. Согласно Конвенции таможенные власти не должны требовать гарантий при допуске в свободную зону. Если они осуществляют контроль в отношении грузов, предназначенных для помещения в зону, этот контроль должен ограничиваться лишь тем, чтобы удостовериться в выполнении действующего законодательства.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий