Загрузка...

К таким судам относится аргентинский ледокол “Алмиранте Иризар”, построенный на верфи “Вяртсиля” и сданный в эксплуатацию в 1979 г. Одной из отличительных особенностей этого судна является установленная на нем система посадки вертолетов, изготовленная в Канаде. Оснащение такой системой вызвано тем, что это судно с коротким и широким корпусом имеет малую осадку, и поэтому при шторме в открытом море его может кренить до 40°. Спускаемый с вертолета трос зацепляется специальным устройством к палубе и затем медленно выбирается до полной посадки вертолета. По полозу, проложенному на палубе, вертолет буксируется в ангар. Ледокол, кроме того, оснащен двумя 16-тонными гидравлическими подъемными кранами для разгрузки судна, электрической буксирной лебедкой с устройством контроля натяжения буксирного троса (которое постоянно удерживает трос в натянутом состоянии во время буксировки), рассчитанной на максимальное тяговое усилие 60 т, а также пневматической омывающей системой.

Сроки плавания ледоколов в основных зонах замерзания воды.
Период ледостава отмечен цветными полосами.
Темная зона соответствует периоду плавания ледоколов.

Самым мощным ледокольным флотом располагает СССР. Это единственная в мире страна, имеющая атомные ледоколы, которые работают круглый год. Даже многие советские торговые, в том числе и многоцелевые, контейнерные суда (примерно соответствующие арктическому классу 2), предназначены для активного ледового плавания и способны самостоятельно продвигаться в умеренных льдах. (Торговые суда многих других стран имеют только незначительное ледовое подкрепление.) Как правило, дедвейт (валовая грузоподъемность) этих судов равен 18 тыс. т, они имеют малую осадку и оснащены пневматической омывающей системой. Суда такого типа способны проходить по крупным сибирским рекам, впадающим в моря Арктики.

Наш советский атомный ледокол “Леонид Брежнев”

Советские ледоколы преодолевают огромные расстояния в северных морях, и, кроме того, в зимнее время они работают во льдах Финского залива, Балтийского, Черного и Каспийского морей, а также рек Енисея, Оби и Лены. Наиболее показательной является караванная проводка ледоколами судов в западной части арктического сектора СССР, где постоянно возрастает объем перевозок из Мурманска через Баренцево и Карское моря в устье Енисея, а затем вверх вплоть до порта Дудинка, через который из Игарки и Норильска отправляют лес и никель.

ВОЗМОЖНО, что построенное недавно в Канаде судно “Канмар Кигориак” фирмы Dome Petroleum Limited послужит основой для создания ледоколов будущего. Это канадское судно в основном предназначено для защиты ото льда буровой установки фирмы Dome в море Бофорта и для оказания помощи арктическому флоту этой фирмы, включающему буровые суда с ледовыми подкреплениями, буксиры и самоходные баржи.

Особенностью ледокола “Канмар Кигориак” является то, что для работы в суровых ледовых условиях западной части арктического сектора Канады он имеет всего один гребной винт в отличие от всех других канадских ледоколов, имеющих два или три винта. Создатели судна считают, что такая конструкция позволит избежать “один из главных недостатков двух- и трех-винтовых ледоколов, заключающийся в том, что бортовые винты постоянно фрезеруют лед, что снижает их эффективность”. Гребной винт ледокола защищен специальной кольцевой насадкой, которая отводит в сторону большие льдины, а мелкие льдины легко перемалываются. Ледокол имеет также носовое и кормовое подруливающие устройства и увеличенную площадь руля, что обеспечивает судну повышенную маневренность.

Другой особенностью судна является необычная форма корпуса. Нос ледокола в форме ложки должен обеспечивать минимальные затраты энергии при работе в тонких льдах. В том месте, где нос ледокола переходит в среднюю часть корпуса, предусмотрен заостренный выступ, который врезается в лед на небольшую глубину и тем самым создает точку опоры и облегчает поворот судна. О возможностях ледокола можно судить по словам его владельцев, которые заявляют, что он преодолевает годовалый лед толщиной 1,73 м, сморози из многолетних льдов толщиной до 10 м и годовалые торосы толщиной подводной части до 13 м.

“Канмар Кигориак” послужит прототипом гигантского судна – ледокола-танкера с дедвейтом 200 тыс. т, который фирма Dome намерена построить в 90-х годах. Размеры судна рассчитаны на основе предполагаемого объема перевозок нефти, которая будет добываться в море Бофорта. С этой задачей смогут справиться только такие большие и мощные суда, рассчитанные на работу на северо-западной трассе в течение всего года.

Если Канада построит ледокол арктического класса 8, он будет самым большим неатомным ледоколом в мире. “Полар 8”, как он называется на стадии разработки, будет иметь длину 194 м, ширину 32,2 м и осадку 13 м. При водоизмещении 37 тыс. т и эффективной мощности 100 тыс. л.с. судно внесет существенные изменения в существующие стандарты на конструкции ледоколов, которые предусматривают определенное соотношение величины водоизмещения и эффективной мощности. Для неатомных ледоколов типичным является соотношение: весовое водоизмещение 15 тыс. т и эффективная мощность 20 тыс. л.с. Такие характеристики имеют ледоколы класса “Капитан Сорокин”, построенные на верфи “Вяртсиля” для Финляндии, СССР и Аргентины. “Полар 8” будет первым ледоколом, способным работать при любой погоде в ледовых условиях Арктики, которые являются чрезмерно суровыми для современных ледоколов США и Каналы.

 Дж. Д. Харборн  Из журнала “В мире науки” (русский перевод “Scientific American”) №2, 1984 г.

 

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий