Rate this post

Наиболее общим средством борьбы с пожарами на судне является система водяного пожаротушения, которой должны быть оборудованы все суда.

Система выполнена по централизованному принципу с линейным или кольцевым магистральным трубопроводом,
который изготовлен из стальных оцинкованных труб  диаметром 100—200 мм. По всей магистрали устанавливают пожарные рожки (краны) для подключения пожарных шлангов. Расположение рожков должно обеспечивать подачу двух струй воды в любое место судна. Во внутренних помещениях они установлены не более чем через 20 м, а на открытых палубах это расстояние увеличено до 40 м. Для того чтобы можно было быстро обнаружить пожарный трубопровод, его окрашивают в красный цвет. В тех случаях, когда трубопровод окрашен под цвет помещения, на него наносят два узких отличительных кольца зеленого цвета, между которыми накрашивают узкое красное предупреждающее кольцо. Пожарные рожки во всех случаях окрашивают в красный цвет. В системе водотушения применяют центробежные насосы с независимым от главного двигателя приводом. Стационарные пожарные насосы устанавливают ниже ватерлинии, чем обеспечивается подпор на всасывании. При установке насосов выше ватерлинии они должны быть самовсасывающими.
Общее число пожарных насосов зависит от размеров судна и на больших судах доходит до трех с общей подачей до 200 м3/ч. В дополнение к ним многие суда имеют аварийный насос с приводом от аварийного источника энергии. Для пожарных целей могут также использоваться балластные,  осушительные и другие насосы, если они не служат для перекачки нефтепродуктов или для осушения отсеков, в которых могут оказаться остатки нефтепродуктов.

На судах валовой вместимостью 1000 per. т и более на открытой палубе с каждого борта водопожарная магистраль должна иметь устройство для подключения международного соединения.

Эффективность системы водотушения в значительной степени зависит от давления. Минимальное давление в месте расположения любого пожарного рожка 0,25—0,30 МПа, что дает высоту струи воды из пожарного шланга до 20—25 м. С учетом всех потерь в трубопроводе такой напор у пожарных рожков обеспечивается при давлении в пожарной магистрали 0,6—0,7 МПа. Трубопровод водотушения рассчитан на максимальное давление до 10 МПа.

Система водотушения является наиболее простой и надежной, но использовать сплошную струю воды
для тушения пожара можно не во всех случаях. Например, при тушении горящих нефтепродуктов она
не дает эффекта, так как нефтепродукты всплывают на поверхность воды и продолжают гореть. Эффекта можно добиться только в том случае, если воду подавать в распыленном виде. В этом случае вода быстро испаряется, образуя пароводяной колпак, изолирующий горящую нефть от окружающего воздуха.

На судах вода в распыленном виде подается спринклерной системой, которой могут оборудоваться
жилые и общественные помещения, а также ходовая рубка и различные кладовые. На трубопроводах
этой системы, которые проложены под подволоком защищаемого помещения, установлены  автоматически действующие спринклерные головки (рис.). Выходное отверстие спринклера закрыто стеклянным клапаном (шариком), который поддерживают три пластинки, соединенные между собой
легкоплавким припоем. При повышении температуры во время пожара припой плавится, клапан открывается, и выходящая струя воды, ударяясь в специальную розетку, разбрызгивается. У спринклеров другого  типа клапан удерживается стеклянной колбой, заполненной легко-испаряющейся жидкостью. При пожаре пары жидкости разрывают колбу, в результате чего открывается клапан.

Температуру вскрытия спринклеров для жилых и общественных помещений в зависимости от района
плавания принимают 70—80 °С.

Для обеспечения автоматической работы спринклерная система должна всегда находиться под напором. Необходимое давление создает пневмоцистерна, которой оборудована система. При вскрытии спринклера давление в системе падает, в результате чего автоматически включается спринклерный насос, который обеспечивает систему водой при тушении пожара. В аварийных случаях спринклерный трубопровод может быть подключен к системе водотушения.

В машинном отделении для тушения нефтепродуктов применяют систему водораспыления. На трубопроводах этой системы вместо автоматически действующих спринклерных головок устанавливают водораспылители, выходное отверстие которых постоянно открыто. Водораспылители
начинают действовать сразу же после открытия запорного клапана на подводящем трубопроводе.

Распыленную воду используют также в системах орошения и для создания водяных завес. Систему
орошения применяют для ороше- ния палуб нефтеналивных судов и переборок помещений, предназначенных для хранения взрывчатых и легко воспламеняющихся веществ.

Водяные завесы выполняют роль противопожарных переборок. Такими завесами оборудуют закрытые
палубы паромов с горизонтальным способом погрузки, где установить переборки невозможно. Противопожарные двери также могут заменяться водяными завесами.

Перспективной является система мелкораспыленной воды, в которой вода распыляется до туманообразного состояния. Распыление воды производится через сферические распылители с большим количеством отверстий диаметром 1 — 3 мм. Для лучшего распыления в воду добавляют сжатый воздух и специальный эмульгатор.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий